В деле цифровой трансформации Татнефть привлекает мировой опыт
Компания изучает возможности сотрудничества с General Electric.
(23 января 2018 09:16 , ИА "Девон" ) В «Татнефти» ведется планомерная работа по использованию возможностей «четвертой индустриальной революции» («Индустрия 4.0») в усложняющихся условиях нефтедобычи. Внедрены или создаются ключевые элементы «Цифрового предприятия» и «Цифрового месторождения», принят курс на цифровую трансформацию производственной системы. Компания, для того, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, использует когнитивные технологии, такие как искусственный интеллект, роботизацию и системы углублённой аналитики.ГЕНЕРАЛЫ «ЧЕТВЕРТОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ»
В этой деятельности «Татнефть» опирается на мировой опыт и привлекает к сотрудничеству крупнейшие корпорации. Примером стала серия встреч с представителями General Electric (GE). А импульс взаимному движению навстречу друг другу задал Президент Татарстана Рустам Минниханов. В Хьюстоне (США) 3 октября 2017 года он встретился с главой компании BHGE Лоренцо Симонелли (BHGE создана в результате слияния GE с Baker Hughes, третьей по величине нефтесервисной компанией в мире после Halliburton и Schlumberger).
На той встрече американцы представили прогнозные планы внедрения цифровой трансформации для Татарстана, а также предполагаемую выгоду от цифровизации. Заинтересовавшись, Рустам Минниханов предложил General Electric организовать для предприятий нефтегазохимической и энергетической отраслей Татарстана ознакомительный семинар. Он состоялся в Казани. Здесь были рассмотрены подходы к оптимизации производства, повышению эффективности, цифровой трансформации, созданию цифровых двойников. «Всё это именно то, что максимально востребовано в мире, - сказал директор по продаже цифровых решений GE Oil & Gas Антон Мельник.
По его словам, особый интерес на семинаре вызвали цифровые модели и двойники, концепция виртуального предприятия. Здесь GE может предложить уникальный подход – связь физического мира (алгоритмы моделей, основанных на физических данных, формулах) со статистическими методами, с методами искусственного интеллекта. «Объединение этих вещей в единый подход - это то, чем отличается GE, - считает Мельник. - Это то, чем мы гордимся, чем мы сильны».
ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ
А на следующий день специалисты разных направлений деятельности GE, приехавшие из 12 стран, стали участниками круглого стола с представителями «Татнефти». Американская компания делегировала для этого в Казань своих специалистов различных сфер и направлений из 12 стран. «Татнефть» была представлена тремя блоками: разработкой и добычей (РиД), IT-сектором и переработкой. Тон задавали соответственно заместитель генерального директора по РиД Рустам ХАЛИМОВ, директор Центра обслуживания бизнеса (ЦОБ) «Татнефти» Рустем ПАВЛОВ и заместитель гендиректора ТАНЕКО по технической поддержке и качеству Илшат САЛАХОВ.
Нефтяники сразу обозначили круг интересов. Так, по словам Рустама Халимова, компании интересна тема цифровых двойников. В «Татнефти» создан Центр моделирования, создаются цифровые геологические модели, ведется работа по создания цифровых двойников объектов нефтедобычи. Теперь стоит задача интеграции объектов. К сведению, всего скважин у Татнефти 22 тысячи.
Каков оптимальный уровень автоматизации? Ведь скважину можно обвешать контроллерами (одних только контроллеров Lufkin от GE в «Татнефти» около 2 тыс.), но где золотая середина цифровизации? Нужно ли везде создавать цифровых двойников или доступны более дешевые инструменты? Такие вопросы задал замгендиректора.
Цифровой двойник нужен, с цифровой моделью можно сразу понять, где проблема – примерно таков, если говорить обобщенно, был ответ. Более того, можно прогнозировать отказы и благодаря этому исключить простои оборудования, обеспечив таким образом его беспрерывную работу. Возможно построение и интегрированной системы от пласта и добычи до сбора и подготовки нефти. При этом есть возможность задать энергоэффективные режимы процессов от скважин до трубопроводов. «Глубиной» цифровизации также можно управлять.
«Ни у кого в мире готовых под ключ решений нет, - резюмировал Антон Мельник. - У GE есть ряд решений, которые закрывают локальные задачи, но очень важно, чтобы был вектор, как все эти решения выстраиваются в программу цифровой трансформации, которая должна привести к связи бизнеса и режима работы предприятия». По его словам, надо приехать с экспертами на конкретные объекты и обсуждать возможные решения с привязкой к месту. Он высказался за возможность рассмотреть и такие узкие вопросы, как, например, мониторинг коррозии трубопроводов.
ЭФФЕКТЫ ДЛЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
Самым продвинутым бизнес-блоком «Татнефти» в плане IT называют нефтепереработку. Какой экономический эффект дает внедрение цифровых технологий для управления установками НПЗ, если поставить задачу максимально их роботизировать для исключения человеческого фактора? При этом достичь максимального выхода светлых продуктов с максимальной энергоэффективностью? Эти вопросы интересовали Илшата Салахова.
Но есть задача и шире. Речь идет о технико-экономическом моделировании завода от производства до ситуации на рынке, поскольку приходится гибко менять гамму выпускаемой продукции в зависимости от конъюнктуры. У «Татнефти» есть опыт, когда в процессе строительства ТАНЕКО приходилось корректировать этапность выполнения Мастер-плана в зависимости от ситуации на рынке, налоговой политики, других внешних условий с целью максимальной экономической эффективности Комплекса. И Татнефть заинтересована в дальнейшем развитии этого направления.
Среди локальных задач Салахов назвал автоматизацию подачи/уборки вагонных систем для налива нефтепродуктов и дальнейшей отправки потребителям по железной дороге. Заводская система налива нефтепродуктов уже автоматизирована. Подача вагонов формируется на близлежащей станции, они тепловозами заводятся на территорию ТАНЕКО, затем выводятся с эстакады налива на станцию отправки. Мы видим возможности полной автоматизации этого процесса, то есть речь идет о «цифровой станции», говорит Салахов.
«ВРАЩАЮЩЕЕСЯ» ОБОРУДОВАНИЕ
На семинаре была сделана презентация и «вращающегося» оборудования от GE – центробежных компрессоров, насосов, турбин и т.п. Компания готова бороться за заказы татарстанских предприятий, заявил докладчик. Кстати, на ТАНЕКО пока нет ни одного компрессора от GE, отметил Илшат Салахов, но строится вторая очередь комплекса, и будут новые тендеры на оборудование.
Со стороны «Татнефти» было высказано пожелание удешевлять продукцию за счет локализации производства в России. Для этого желательно не конкурировать, а искать точки соприкосновения с российскими производителями. В этом контексте был приведен пример «Казанькомпрессормаша», который недавно без нареканий выполнил крупный заказ нефтяников.
На это директор по маркетингу и развитию GE Кирилл Сабуров в России и СНГ сообщил, что корпорация объявила о своем намерении закупить в РФ комплектующие на сумму 1 млрд долларов. Письма потенциальным партнерам уже разосланы, уже два производителя согласились делать корпус для компрессорных установок, относительно которых американцы имеют обязательства по локализации.
СВЯЗЬ БИЗНЕСА И ПРОИЗВОДСТВА
В итоге стороны договорились, что нужно проработать, «переварить» услышанное, а потом провести еще ряд встреч для более предметного разговора. О своих впечатлениях об этой встрече поделились два ее участника.
Антон Мельник, директор по продаже цифровых решений GE Oil & Gas:
- Мы устраиваем много ежегодных мероприятий по различным темам, в том числе по нефтегазу. На круглом столе с «Татнефтью» очень понравилось, что ее специалисты ставят широкие задачи, хотят видеть как бы большую картину – как реагировать на конъюнктуру рынка, как связать производство, работу оборудования с бизнес-задачами, со стоимостью сырья, спросом. Это именно то, для чего нужна цифровая трансформация, связь бизнеса и производства. Но была и масса вопросов, как, например, оптимизировать части технологического процесса в разведке, добыче, переработке.
Мы работаем с BP, Total и другими. Они тоже ищут связь между бизнесом, конъюнктурой и режимом работы предприятий. Это краеугольный камень на ближайшие 10 лет. Поэтому мы очень рады, что компании в Татарстане задают эти вопросы, движутся в этом направлении.
Рустем Павлов, директор ЦОБ «Татнефти»:
- Цифровизация процессов является ключевым направлением развития Компании. Мы меняем управленческую концепцию и организационную стратегию, заключающуюся в интегрированном подходе к планированию и управлению всем потоком информации по нефтедобыче, переработке, сбыте, создаваемых продуктах, услугах.
Значимым для нас является мнение и опыт компаний – мировых лидеров. Мы взаимодействуем с такими западными компаниями, как «Шнайдер электрик», SAP, «Сименс», «Эмерсон». На семинаре и круглом столе с «Дженерал электрик» представил решения высокого уровня, которые, возможно, не имеют конкурентов. Например, это системы, которые позволяют прогнозировать и моделировать процессы нефтедобычи, нефтепереработки. Возможно даже, по каким-то моментам нам придется скорректировать свои подходы в текущей реализации.
В части аналитических систем нам очень интересны подходы именно к работе с большими данными. «Татнефть» работает в этом направлении, и, думаю, знания и опыт GE нам будут полезны.
Нам представили и полноценную линейку продукции механического блока. Сегодня она расширилась по сравнению с периодом наших предыдущих контактов. Раньше мы закупали какие-то разрозненные элементы, а сейчас предлагаются комплексные решения.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: General Electric, Татнефть технологии, IT, Павлов Рустем, Халимов Рустам, ТАНЕКО