Архив новостей

Июнь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Казахстан еще не скоро станет независимым в нефтепродуктообеспечении

Модернизация Павлодарского и Шымкентского НПЗ уперлась в недостаток средств

(26 ноября 2015 19:54 , ИА "Девон" )

Сроки модернизации Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов могут быть перенесены. Причиной, как заявил министр энергетики Казахстана на заседании правительства, является нехватка средств.
«Три завода модернизируются, по АНПЗ – Атыраускому нефтеперерабатывающему заводу, – на сегодня проблем нет, строительно-монтажные работы будут закончены в декабре 2016 года и начнутся пусковые работы. Программа модернизации Павлодарского НПЗ была скорректирована в сторону уменьшения затратной части», – приводит казахстанское издание «Литер» слова министра.
Ранее сообщалось, что модернизация всех трех НПЗ в Казахстане должна быть завершена в 2016 году.
Три казахстанских НПЗ могут перерабатывать примерно 14,5 млн тонн сырья в год при потребности Казахстана в 17–17,5 млн. Наиболее эффективным является Шымкентский НПЗ, на котором ежегодно перерабатывается около 6 млн тонн нефти. Вместе с тем уровень переработки нефти на казахстанских НПЗ с трудом достигает 45%, в то время как в среднем в мире этот показатель составляет 85–90%.
По данным АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», стоимость модернизации Атырауского НПЗ составит 3,1 млрд долларов, Шымкентского НПЗ – 1,8 млрд долларов и Павлодарского НХЗ – 700 млн долларов. Всего на модернизацию НПЗ планируется затратить 5,65 млрд долларов, хотя первоначально на эти цели закладывалось 3,5 млрд долларов.
В свете финансового кризиса все реже поднимается вопрос строительства четвертого НПЗ, с которым связывают обретение Казахстаном топливной независимости. Сейчас республика на треть зависит от поставок топлива из России, что отражается и на стоимости ГСМ.
Между тем на этой неделе Министерство национальной экономики (МНЭ) в комментарии казахстанским СМИ сообщило, что цена на бензин в связи с повышением с 25 ноября 2015 года акцизов на ГСМ вырастет на 3,9% (на 5 тенге). В комментарии МНЭ подчеркивается, что сделано это в целях обеспечения экономической безопасности, исходя из сложившейся экономической ситуации по ценообразованию на нефтепродукты.
На решение о повышении ставок акцизов на нефтепродукты повлияло следующее обстоятельство: 4 сентября 2015 года правительством РК принято решение о прекращении государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92, в результате на сегодняшний день стоимость бензина марки АИ-92 выросла со 108 тенге до 128 тенге за 1 литр.
Однако надо учитывать тот факт, что в Казахстане существуют два ценообразования на нефтепродукты. Это внутреннее ценообразование и недостающее, импортируемое из РФ. В целях экономического стимулирования импорта из РФ в Казахстан и покрытия дефицита было решено прекратить государственное регулирование цен на бензин марки АИ-92, при этом часть сверхдоходов, получаемых внутренними производителями за счет увеличения цены на бензин, «изъять» в бюджет в виде акцизов», – подчеркнули в МНЭ.
Экономический аналитик Ибраш Нусупбаев сказал, если тонна сырой нефти, условно говоря, даст доход 100 единиц, то тонна переработанной нефти – 1200 единиц. Однако Казахстан предпочитает брать не кредиты, а стремится получать китайские инвестиции на модернизацию Шымкентского НПЗ. Даже если модернизация НПЗ будет проведена на высоком уровне и качество продукции станет полностью соответствовать мировым стандартам, то казахстанцы продукцию наших НПЗ не увидят, так как их владельцы начнут ее продавать в полном объеме в другие страны мира, где цена на топливо выше, чем в Казахстане. Перспектива же строительства четвертого НПЗ полностью зависит от казахстанских чиновников», – отметил Ибраш Нусупбаев.
Однако, по словам Жараса Ахметова, сейчас более эффективно расширять действующие производства и увеличивать глубину переработки, чем строить новый НПЗ. Если на действующих мощностях за счет расширения крекинга или замедленного коксования удастся увеличить выход светлых продуктов до 90%, это не только избавит Казахстан от зависимости от российского экспорта, но и позволит открыть экспорт светлых нефтепродуктов.
А вот экс-глава Казахстанского института развития индустрии, независимый консультант Ануар Буранбаев видит другую причину как отсрочки модернизации трех НПЗ, так и строительства четвертого. По его словам, все эти проблемы связаны со слишком поздней отменой регулирования цен на бензин, которую нужно было проводить в «жирные» годы. Из-за регулирования цен на бензин его производство было непривлекательным бизнесом, что привело к отсутствию интереса к строительству четвертого НПЗ.

Нефтегазовый аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что дополнительные финансовые поступления в виде акцизов в какой-то степени помогут завершить модернизацию НПЗ. Он подчеркнул, что строительство современного НПЗ является очень непростым делом. Например, в России с начала 90-х годов был построен лишь один такой завод - Танеко, принадлежащий Татнефти. Его доля в российской нефтепереработке составляет примерно 3%.

 

Информ Девон сообщал об ограничительных мерах Казахстана в отношении поставок российских нефтепродуктов в стремлении оградить местные НПЗ от конкуренции.


 

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Казахстан, модернизация НПЗ, цена бензина

 

к следующей новости раздела

2 декабря 2015

Отложенный эффект

к предыдущей новости раздела

25 ноября 2015

Импортозамещающее масло и госрегулирование

к следующей новости главной ленты

27 ноября 2015

В «Татнефти» состоялся молодежный форум

к предыдущей новости главной ленты

26 ноября 2015

В Саратовской области добыт 1 млрд кубометров газоконденсата