Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Система была подорвана изнутри»: из-за чего возник энергетический коллапс в Узбекистане

И чем помогут стране Татнефть и Газпром.

(6 февраля 2023 10:00 , ИА "Девон" )
Узбекистан столкнулся с дефицитом моторного топлива. На АЗС выстраиваются огромные очереди, а перекупщики продают бензин прямо на дорогах. Проблемы с приобретением бензина у автовладельцев начались в январе. К тому же в стране только начали восстанавливать работу автомобильных газовых заправок. О том, что происходит на топливном рынке республики и помогут ли российские компании дружественному соседу? Информагентство «Девон» приводит подборку материалов на эту тему.

КОСТРЫ НА УЛИЦАХ И ЗАКРЫТЫЕ АГНКС

Этой зимой Узбекистан накрыли аномальные морозы. Еще в начале декабря 2022 года узбекистанские власти прекратили экспорт газа и ограничили работу газовых заправок в связи с холодами. Приоритет в обеспечении газом и электричеством отдали населению и социальным объектам. А с 12 января АГНКС были закрыты по всей республике. В каждом из регионов работали лишь специальные заправки, обслуживающие общественный транспорт и коммунальную технику. Не помогло даже подписание с Туркменистаном контракта на поставку газа.

Для улучшения ситуации власти Узбекистана решили увеличить поставки газа на внутренний рынок до 5 млн кубометров в сутки, сообщал РБК в начале декабря. Власти предписали продавать сжиженный природный газ (СПГ) населению. Госорганам запретили использовать транспорт, работающий на сжиженном газе. Кроме того, в Узбекистане на два месяца заморозили акциз на импорт и продажу бензина АИ-80, а также установили предельную цену на него. 

В январе ситуация еще больше обострилась. Так, в Ташкенте в начале января температура падала до -20 С, чего не было долгие годы пишет «Комсомольская правда».  Обычно в это время там бывает плюсовая температура. Нынешние морозы привели к масштабным отключениям газа, тепла и электричества по всей стране. В соцсетях появилось множество видео с греющимися у костров людьми. Выяснилось, что собственные месторождения газа не покрывают запросов 27 миллионного Узбекистана.

В итоге 16 января президент Шавкат МИРЗИЁЕВ заявил, что причина всех проблем в энергетике — коррупция, бессистемность работы и хищения энергоресурсов. По его данным, было выявлено более 10 тысяч незаконных подключений к электро- и газовым сетям. «Система была подорвана изнутри», - заявил Мирзиёев. После совещания в правительстве был уволен мэр Ташкента, замминистра энергетики Узбекистана, председатель «Тепловых электростанций» и главы нескольких районов.

В итоге владельцы газовых заправок начали массово продавать свой бизнес, писало издание Podrobno.uz 30 января. На онлайн-платформе Olx появились десятки объявлений по продаже АГЗС – в основном, в Ташкенте и столичной области. Также на продажу были выставлены объекты в Самаркандской, Джизакской и других областях.

3 февраля Шавкат Мирзиёев сообщил об увеличении поставок газа на метановые автозаправки впятеро в течение недели, пишет gazeta.uz. По состоянию на 3 февраля вновь открылись 35 газовых заправок из 72, сообщила компания «Худудгаз пойтахт». При этом АГНКС начали работать в ограниченном режиме и по графику, который меняется с увеличением давления газа в газопроводах.

КТО ПОКРОЕТ ДЕФИЦИТ БЕНЗИНА

А в конце января – начале февраля в местных СМИ и соцсетях стали появляться сообщения об огромных очередях за бензином марки АИ-80. Население вынуждено часами стоять в очередях за топливом. На днях в АО «Узбекнефтегаз» объяснили это тем, что введенные ограничения на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях привели к росту спроса на80-й бензин до 8 тысяч тонн в день. Предложение просто не покрывает спрос, отмечает Aktualno.uz.

В госкомпании отметили, что в таких условиях некоторые частные АЗС незаконно реализуют автобензин, искусственно повышают цены, а также продают некачественное топливо. В частности, фиксируются случаи, когда АИ-80, закупленный через биржи и поставленный в установленном порядке, попросту не реализуется. Более того, есть случаи его реализации под видом АИ-92. Это приводит к увеличению нагрузки на АЗС UNG Petro (входят в «Узбекнефтегаз»).

«Имеющиеся на АЗС топливозаправочные колонки (обычно 2-4) используются на максимальных мощностях при заправке, - пояснили в компании. - Эти мощности не имеют возможности одновременного обеспечения имеющегося потока. В результате на АЗС возникают значительные очереди за реализацией бензина марки АИ-80».

Из-за этого инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Минэнерго («Узнефтгазинспекция») совместно с правоохранительными органами создала рабочий штаб. Проводятся контрольные мероприятия. Кроме того, увеличиваются объемы производства. Ежедневно в среднем в стране производится 4,6 тыс. тонн автобензина АИ-80. Из них Бухарским НПЗ — 3,1 тыс. тонн, а Ферганским НПЗ — 1,5 тыс.

В январе 2023 года на продажу через биржевые торги было выставлено всего 136,5 тысячи тонн (в среднем в день – 6203 тонн) АИ-80, закупленного заправочными сетями. Это на 44,6 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. А 31 января на биржевых торгах выставили на продажу 5550 тонн автобензина АИ-80. Уточняется, что 31 января через нефтебазы «Узбекнефтегаз» было поставлено 6303 тонны 80-го бензина. В частности, 1466 тонн топлива направили в Ташкент и Ташкентскую область.

2 февраля 2023 года на Бухарском и Ферганском НПЗ выпустили еще 4,1 тыс. тонн автобензина марки АИ-80 (2,6 тыс. и 1,5 тыс. тонн соответственно). Об этом ИА «Девон» узнало из сообщения «Узбекнефтегаза». В частности, 456 тонн моторного топлива отправили в Каракалпакстан, еще 1360 тонн - в город Ташкент и Ташкентскую область. Остальные регионы также получили партии АИ-80.

По состоянию на 3 февраля 2023 года на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах компании имелось 37,2 тыс. тонн остатков автобензина. По официальным данным, на нефтеперерабатывающих заводах было запасено 73,8 тыс. тонн сырья. К примеру, на Бухарском НПЗ - 54,1 тыс. тонн и Ферганском - 19,7 тыс. тонн.

В январе была достигнута договоренность об импорте АИ-80-экологического класса К-5, произведенного компанией «Татнефть». С нижнекамского завода ТАНЕКО было отгружено 50 тысяч тонн автомобильного бензина. 4 февраля он поступил в продажу на АЗС, сообщает «Узбекнефтегаз».

Начальная цена этого товара на бирже составляет 7168,3 тыс. сумов за тонну (44,6 руб. по официальному курсу), а конечная цена для потребителей - 6000 сумов за литр (37,78 рубля). В феврале планируется закупить у компании «Татнефть» дополнительно 50 тысяч тонн данного топлива. В январе УНГ закупил у Газпрома 5 тыс. тонн бензина.

Справка Информагентства «Девон»:
 
Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов Узбекистана составляет около 10 миллионов тонн, которые сегодня не полностью загружены. В стране в последние годы регулярно возникал острый дефицит бензина и других видов нефтепродуктов. По данным официальной статистики, добыча нефти в Узбекистане по итогам прошлого года выросла на 1,8%, до 787,8 тысячи тонн.



Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Татнефть за рубежом, газомотор, бензин автомобильный, Узбекистан, Кризис, энергетика

 

к следующей новости раздела

9 февраля 2023

Водород с НПЗ для автомобилей – с технологиями поможет Китай

к предыдущей новости раздела

31 января 2023

В России ищут площадку для выпуска инновационного оборудования сжижения газа

к следующей новости главной ленты

6 февраля 2023

Селективный МГРП для сланцевой нефти и термостойкий цемент для скважины

к предыдущей новости главной ленты

6 февраля 2023

В Тюмени «фирмы-пустышки» имитировали закупку топлива для ухода от налогов