В РФ будут заливать бензин с этиловым спиртом
Освобожденный от акциза денатурат для моторного топлива - о плюсах и минусах.
(1 декабря 2025 16:37 , ИА "Девон" ) Производители бензина с октановым числом АИ-92 и выше смогут не платить акциз на денатурированный этиловый спирт. Соответствующий закон подписал президент России Владимир ПУТИН. Эти поправки позволяют применять этиловый спирт при производстве автомобильного бензина. О том, к чему это может привести – в подборке Информагентства «Девон».КТО НЕ БУДЕТ ПЛАТИТЬ АКЦИЗ НА СПИРТ?
Данная мера вызвана напряженной ситуацией на внутреннем рынке автомобильного бензина в связи с атаками украинских БПЛА на нефтеперерабатывающие заводы. Об этом ранее заявлял статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Алексей САЗАНОВ.
По его словам, эта поправка является первой из цепочки поправок. Их цель — вовлечь денатурированный этиловый спирт в производство автомобильного бензина. Сазанов уточнял, что предельную долю спирта было решено увеличить с 1% до 10%.
«Учеными доказано, что вовлекать этиловый спирт в производство автомобильного бензина допустимо, — приводил ТАСС слова замминистра. — Это хороший компонент, который повышает октановое число автомобильного бензина. Но акциз был препятствием и не позволял это активно делать. Сейчас, если акциз уплачиваться не будет, это позволит вовлекать денатурированный этиловый спирт в производство автомобильного бензина».
Производители высокооктанового топлива должны получить специальное свидетельство, сообщает «Регнум». Это позволит им приобретать спирт с нулевой ставкой налогового сбора.
Помимо этого, закон предусматривает меры поддержки для тех компаний, которые не успевают завершить модернизацию своих НПЗ в оговоренные сроки по инвестиционным соглашениям с Минэнерго РФ.
По этим соглашениям предприятия обязаны выпускать бензин пятого класса в объеме не менее 10% от общего объема переработанной нефти. Несоблюдение условий ведет к применению понижающего коэффициента к обратному акцизу. Новые поправки позволяют увеличить выплату обратного акциза таким предприятиям с 66% до 85% от полной суммы акциза. Изменения вступят в силу с 1 января 2026 года.
12 октября Владимир Путин ввел мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу с октября 2025 года по май 2026 года. Кроме того, правительство РФ продлило до конца года введённые в июле ограничения на экспорт бензина. Ограничение распространяется на всех экспортёров.
До конца 2025 года действует запрет на экспорт дизельного и судового топлива и прочих газойлей, включая приобретенные на биржевых торгах. Ограничения не затрагивают поставки от производителей указанных видов топлива.
БИО-БЕНЗИН ВРЕДЕН ДЛЯ СТАРЫХ АВТО.
Топливо с 10-процентным содержанием этанола имеет мировой код Е10 и называется «био-бензином». В качестве добавки используется спирт, полученный от переработки растений. Считалось, что добавление спирта в бензин экономит нефтепродукты и снижает вредные выбросы. Дело в том, что продукты сгорания этилового спирта содержат меньше токсичных веществ.
Однако 15 лет назад первые опыты с массовым использованием Е10 в странах ЕС выявили и проблемы. Они, в первую очередь, касались старых автомобилей с карбюраторными моторами.
«Использование топлива E10 приводило к увеличению потребления горючего и падению производительности мотора, - цитируют Новые известия автоэксперта Игорь ЛЕМЕШЕВа. — У био-бензина меньше энергоемкость, чем у обычного. Двигатели просто теряли мощность со всеми вытекающими последствиями в виде неровной работы на холостых оборотах, провалах при разгоне и пр».
Агрессивный Е10 плохо контактировал с пластиковыми, алюминиевыми и резиновыми деталями автомобиля. Из-за этого протечки стали обычным делом. Так, в BMW доказали, что этанол в топливе приводит к образованию конденсата в моторе. Этот фактор приводит к быстрому износу деталей и требует более частой замены масла.
Но с тех пор качество биотоплива стало лучше. Большинство автопроизводителей выпускают машины, совместимые с Е10. Об этом должно быть сказано в инструкциях по эксплуатации авто.
«В России средний возраст автомобилей больше 15 лет, — отмечает Игорь Лемешев. — Поэтому в группе риска — миллионы. Этанол — агрессивный растворитель. Он разрушает резиновые уплотнители, пластик топливной системы и вымывает осадок из старых баков. Это грозит засорением фильтров и инжекторов. Всем сомневающимся водителям стоит проверить совместимость их машин с Е10».
В свою очередь, монометиланилин (ММА) представляет собой химическое соединение с чрезвычайно высоким октановым числом, достигающим приблизительно 280 единиц. Его применение, как и запреты носят спорный характер.
С одной стороны, начиная с 2016 года, использование ММА было законодательно запрещено на территории Таможенного союза. Это было обусловлено высокой токсичностью препарата для людей и окружающей среды, а также негативны воздействием на двигатели.
Монометиланилин приводит к образованию смолистых отложений в топливных форсунках, на свечах зажигания и в камере сгорания двигателя. Это ухудшает его характеристики, увеличивает расход топлива и сокращает срок службы.
Сегодня большинство популярных моделей автомобилей российского производства, включая UAZ Patriot, Lada Vesta и GAZ Sobol, сертифицированы для эксплуатации исключительно с содержанием спиртового компонента до 5%. Об этом говорится в статье издания Kazan First.
Если выяснится, что нынешняя конструкция двигателей несовместима с увеличенным количеством спирта, производители столкнутся с необходимостью модернизации своей продукции. Нужно будет обновлять программное обеспечение управления двигателями и проходить повторный цикл сертификации.
Комментарий ИА «Девон»:
В октябре 2025 года вице-премьер РФ Александр НОВАК предложил на полгода разрешить использование монометиланилина (ММА) — химической добавки, которая повышает октановое число бензина. Она была запрещена в РФ с 2016 года из-за экологических требований.
Минэнерго также поручено изменить нормативы качества бензина класса Евро-5, временно допустив более высокую долю ароматических соединений и ММА.
По расчетам кабмина, все это, вместе с отменой акциза на спирт, позволит дополнительно направлять на внутренний рынок не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 000 тонн дизтоплива ежемесячно
При этом монометиланилин может продлить срок хранения бензина и сохранить его качество. ММА снижает расход топлива и обладает антиоксидантными свойствами и. То есть, он защищает топливо от окисления и распада при длительном хранении. Монометиланилин выступает стабилизатором, предотвращающим образование в автомобильном бензине смолистых отложений.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: качество бензина, Транспорт, Налог

