Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Татнефть» просит Минприроды ускорить принятие регионами нормативов по остаточному нефтезагрязнению почв

Компания разработала и инициировала в Татарстане принятие региональных нормативов по отдельным видам почв.

(15 июня 2017 11:06 , ИА "Девон" , Аскар Маликов)

«Татнефть» разработала региональные экологические нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов её трансформации в почвах Татарстан после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для земель сельскохозяйственного назначения. Это сделано в соответствии с приказом Минприроды РФ № 574 от 12.09.2002 года. Об этом на состоявшемся в Казани 10 июня заседании Федерального экологического совета  (ФЭС) при Минприроды России сообщил первый заместитель генерального директора – главный инженер компании Наиль ИБРАГИМОВ. Он отметил:

- К сожалению, на сегодняшний день существуют лишь немногочисленные положительные примеры установления региональных нормативов. Кроме Татарстана они разработаны, в частности, в ХМАО и Республике Коми. В Самарской, Оренбургской областях, где мы работаем, при нефтяном загрязнени почв, отсутствие региональных нормативов приводит к спорным ситуациям, влекущим неоправданные трудозатраты.

Глава Минприроды РФ Сергей ДОНСКОЙ, проводивший заседание, сказал на это: «Мы много раз возвращались к этому вопросу. Может быть, рассмотреть его  в рамках передачи полномочий. Мы у себя разберемся». 


Информ-Девон взял комментарий по этому поводу у начальника управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда - заместителя главного инженера ПАО «Татнефть» Равиля ГАРЕЕВА:

- Было указание Правительства РФ разработать региональные нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов её трансформации (ДОСНП) в почвах. Нужен был критерий, так как невозможно снизить нефтяное загрязнение до нуля. У природы есть потенциал для переработки определенного количества нефтяных углеводородов. Поэтому для каждого типа почв разрабатывается этот норматив. Если достигли этого показателя, значит, рекультивацию провели хорошо, и почва сама восстановится. Отсутствие норматива приводит к тому, что нефтяной компании приходится нести неоправданные затраты. 

Предположим, произошла авария. До какой степени нужно убрать нефть и продукты ее трансформации (бензины, масла и т.д.)? Проводится анализ почвы. Идет счет на граммы (миллиграмм на килограмм в почве), которые невозможно определить визуально, и запахов нет.

В Татарстане нами совместно была проведена работа с Кабинетом министров. Научно-исследовательские институты определили, для какого типа почв какое содержание допустимо после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для земель сельскохозяйственного назначения. Нормативы были утверждены на уровне республики. В Татарстане все землевладельцы ориентируются на этот документ, по нему можно рассмотреть конкретный проект рекультивации.

В других регионах возникают проблемы. В отсутствие нормативов определяют содержание в почвах до бесконечности.


Справка ИА Девон.

В соответствии с федеральным законодательством в Татарстане утверждены ДОСНП по различным видам почв. Речь идет о содержании в них нефти и продуктов ее трансформации после восстановительных работ, исключающем возможность поступления этих веществ в сопредельные среды и территории. При этом земельные участки вовлекаются в хозяйственный оборот с возможными ограничениями (не природоохранного характера) режима использования. Земли могут подлежать консервации, обеспечивающей достижение санитарно-гигиенических нормативов в процессе самовосстановления.

Нормативы  разрабатывались в период с 2009г. по 2016г.  Институтом проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан и институтом «ТатНИПИнефть» (ГК «Татнефть) и утверждены Приказами Министерства экологии и природных ресурсов РТ: 

- от 22 июля 2009 г. N 786 "Об установлении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в почве после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Республики Татарстан" в выщелоченных черноземах Республики Татарстан при сельскохозяйственном использовании земель;

- от 14 июля 2011 г. N 303-п "Об утверждении региональных нормативов "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в светло-серых и серых лесных почвах Республики Татарстан после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для земель сельскохозяйственного назначения";

- от 14 мая 2012 г. 172-п "Об утверждении региональных нормативов "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в черноземах оподзоленных, дерново-подзолистых, светло-серых лесных, серых лесных и темно-серых лесных, дерново-карбонатных выщелоченных, дерново-карбонатных оподзоленных почвах Республики Татарстан после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для земель лесного фонда";

- от 14 мая 2012 г. 173-п "Об утверждении региональных нормативов "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в светло-серых и серых лесных почвах Республики Татарстан после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для земель особо охраняемых территорий и объектов";

- от 14 мая 2012 г. N 174-п "Об утверждении региональных нормативов "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации в черноземах оподзоленных, черноземах типичных, дерново-подзолистых, темно-серых лесных, дерново-карбонатных выщелоченных, дерново-карбонатных оподзоленных почвах Республики Татарстан после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для земель сельскохозяйственного назначения"; 

- от 28 октября 2016 г. N 1201-п "Об утверждении региональных нормативов "Допустимое остаточное содержание нефти и продуктов ее трансформации после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ в светло-серых лесных, серых лесных, темно-серых лесных легко- и среднесуглинистых почвах для земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, в черноземах типичных тяжелосуглинистых и глинистых для земель лесного фонда, в чернозёмах оподзоленных, черноземах типичных, темно-серых лесных, дерново-карбонатных оподзоленных, дерново-карбонатных выщелоченных, дерново-подзолистых тяжелосуглинистых и глинистых почвах для земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Татарстан". 


Информацию о юридической стороне вопроса Информ-Девону предоставила заведующая  лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования (ИПЭН) Академии наук Татарстан Роза САЛИЕВА.

Согласно Приказу МПР РФ от 12 сентября 2002 г. N 574 «Об утверждении Временных рекомендаций по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ» данные нормативы устанавливаются для основных типов (подтипов) почв, распространенных на территориях субъектов РФ. При этом учитываются зонально-биоклиматические и ландшафтно-литологические факторы, в том числе гранулометрического состава и строения почвенного профиля, категории и вида использования земель, а также химического состава нефтей и продуктов их трансформации.

 Нормативы ДОСНП применяются при разработке и экспертизе технологий, материалов, оборудования и иных средств ликвидации загрязнения нефтью, проектов рекультивации или материалов по консервации земель, подвергшихся загрязнению нефтью, а также при приемке земельных участков после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ. Требования о рекультивации содержатся как в общем законодательстве об охране окружающей среды, так и в специальных нормативных правовых актах.

Так, требования о рекультивации нарушенных и загрязненных земель установлены в п.2 ст. 46 Закона РФ «Об охране окружающей среды». 

В соответствии со статьей 12. Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, порядок и сроки рекультивации земель. 

Требования рекультивации земель определены также в других нормативных правовых актах: 

в статье 7 Закона РФ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; 

в Лесном кодексе; в Приказе Рослесхоза от 29.02.2012 N 69" Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки"; 

в Постановлении Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".

В целом для организации приемки земель после рекультивации в соответствии с нормативами ДОСНП и создания соответствующей правовой, организационной, финансовой основы с учетом международного опыта целесообразно:

развитие экологического страхования как организационно-правового средства обеспечения рекультивации земель;

развитие и внедрение  экономических средств, например, создание целевых фондов, средства которых направляются на рекультивацию (например, Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 "Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации" (ред. от 18.07.2012).


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Минприроды, Татнефть экология, Земля, ТатНИПИнефть, Салиева Роза Наильевна, Лаборатория правовых проблем недропользования и экологии ИПЭН АН РТ

 

к следующей новости раздела

16 июня 2017

Минприроды предлагает изменить порядок покрытия затрат на утилизацию ПНГ

к предыдущей новости раздела

31 мая 2017

Работники ТатРИТЭКнефти изощренно воровали нефть

к следующей новости главной ленты

16 июня 2017

Минприроды предлагает изменить порядок покрытия затрат на утилизацию ПНГ

к предыдущей новости главной ленты

15 июня 2017

Экс-менеджеров Башнефти лишат «золотых парашютов»