Какие законы на Ближнем Востоке для иностранных нефтекомпаний
В Ираке инвесторов обязывают передавать технологии и обучать местные кадры, в Саудии платят закят, а в Кувейте – работают через местных.
О том, на каких условиях работают нефтекомпании в арабских странах - в обзоре доцента Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, почетного профессора Дипломатической академии МИД РФ Александра МАЛИКА. Его статья была опубликована к конференции «Технологическое лидерство и устойчивое развитие: инновационные подходы и решения для будущего нефтегазовой отрасли» (Казань). ИА «Девон» приводит этот материал в сокращении.
ИРАК: ОПЛАТА НАТУРОЙ И ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ.
Деятельность в нефтегазовой сфере Ирака регулируется положениями Конституции от 2007 года и Закона о нефти. По ним недра в пределах госграниц составляют неотъемлемую часть территории государства.
Федеральное правительство управляет нефтяными и газовыми ресурсами в сотрудничестве с правительствами регионов и провинций для справедливого распределения. Курдистан является федеральным районом. Закон о нефти и газе Курдистана №22/2007 предусматривает обязательное согласие региональных властей на все виды деятельности.
Защита прав иностранных инвесторов в сфере недропользования предусмотрена в Законе о частных инвестициях в переработку сырой нефти от 2011 года. Поставки сырой нефти проводятся по цене, равной международной экспортной цене FOB на иракскую нефть, за вычетом скидки в размере 5%. Такая скидка будет применяться в течение 50 лет.
У перерабатывающих компаний есть право продавать свою продукцию в Ираке и на экспорт. Предприятия могут определять цену продажи своей продукции в соответствии с ценами международного рынка. У Министерства нефти есть приоритет на покупку всех производимых продуктов при условии оплаты по ценам мирового рынка.
Нефтеперерабатывающая компания может создавать и эксплуатировать заправочные станции. Закреплены права предприятий на пользование земельными участками для НПЗ на условиях аренды до 40 лет (с возможностью продления) и по согласованной годовой ставке арендной платы.
Инвесторы могут использовать государственные объекты, такие как экспортные терминалы и трубопроводы. Законом об инвестициях предусмотрены льготы, включая 10-летние налоговые каникулы с момента начала деятельности. Среди других льгот - освобождение на 3 года от уплаты импортных пошлин на ввозимые активы; право на репатриацию капитала и заработной платы.
Корпорации могут открывать и вести оффшорные банковские счета при условии, что не менее 75% сотрудников будут гражданами Ирака. Инвестор обязан содержать офис в Багдаде.
Владелец лицензии должен отдавать предпочтение приобретению и использованию иракских товаров и услуг в процентах, определенных Советом, обеспечить трудоустройство и обучение иракцев. Недропользователь обязан обеспечить обучение и передачу технологий иракцам и иракским учреждениям.
Инвестиционная политика Ирака строится на основе заключения двусторонних и многосторонних договоров, сервисных контрактов, контрактов на оказание производственных услуг по разработке месторождений с оплатой за услуги натурой в виде добытой нефти. При этом Ирак не ратифицировал Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года.
ЕГИПЕТ: ГОСКОНТРАКТЫ И КОНЦЕССИИ.
В соответствии с Конституцией Египта 2014 года (с поправками от 2019 года) года, природные ресурсы принадлежат народу. Закон «О шахтах и карьерах» от 1953 года (с поправками 1954, 1956 и 1957 гг.) предусматривает порядок разведки и добычи полезных ископаемых и порядок лицензирования.
Права на разведку и добычу нефти и газа предоставляются Министерством нефти на основании концессионного соглашения – государственного контракта, включающего стабилизационную оговорку. Концессия между Египетской генеральной нефтяной корпорацией (EGPC), представляющей Министерство нефти, и компанией-подрядчиком, – наиболее распространенный способ.
Стандартные концессионные соглашения предоставляются на срок до 10 лет для геологоразведки на согласованном участке недр. Правительство имеет право на досрочное расторжение соглашения. Право на заключение соглашения предоставляется на конкурсной основе по результатам тендера. Условия тендера публикуются регулярно на сайте Министерства.
В 1972 г. Египет присоединился к Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств. В 2017 году создан Египетский центр арбитража и посредничества для рассмотрения споров, касающихся недропользования.
СУВЕРЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ.
Объединенные Арабские Эмираты представляют собой федерацию семи эмиратов. Почти 10% мировых запасов нефти приходится на эту страну. Суверенитет ОАЭ распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра дна.
На территории эмирата Абу-Даби находится большая часть углеводородных ресурсов ОАЭ. Это практически 95% всех доказанных запасов нефти в недрах Объединенных Арабских Эмиратов. Добыча нефти оценивается в среднем 2,2 миллиона баррелей в день. Большая её часть производится в Абу-Даби.
Статья 23 Конституции ОАЭ указывает, что природные ресурсы и богатства в каждом эмирате являются общественной собственностью этого эмирата. Сообщество должно сохранять и использовать эти ресурсы и это богатство для общественного блага и в интересах национальной экономики.
Каждый эмират имеет конституционно закрепленные права на природные ресурсы в пределах эмирата. Ресурсы считаются государственной собственностью эмирата. Каждый член федерации проводит свою политику в отношении разработки нефти и природного газа.
Верховный совет по финансовым и экономическим вопросам является высшим органом надзора за ресурсами. Верховный совет, возглавляемый эмиром, устанавливает и утверждает госполитику и стратегии регулирования нефтяных и природных ресурсов Абу-Даби. Он рассматривает и утверждает годовые планы национальной нефтяной компании Абу-Даби ADNOC.
Иностранные инвестиции в переработку и транспортировку газовых ресурсов эмирата возможны в рамках совместных предприятий. При этом за эмиратом сохраняется контрольный пакет акций.
Соглашение с Россией содержит положения о защите капиталовложений инвесторов РФ и ОАЭ, устанавливают режим наибольшего благоприятствования для инвестиций. Закреплены гарантии возмещения ущерба, защита от экспроприации и национализации и гарантии для трансграничного перевода платежей.
В 2006 году ОАЭ присоединились к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Иностранные юридические лица могут вести коммерческую деятельность или открывать офисы на материковой части Объединенных Арабских Эмиратов при ряде условий. Для этого юрлица должны открыть и зарегистрировать филиал или представительство в реестре иностранных компаний в Федеральном министерстве экономики.
Иностранная компания должна иметь местного гражданина или компанию, полностью принадлежащую гражданам ОАЭ, в качестве своего агента. У дочерней компании, зарегистрированной в Эмиратах, 51% акций должны принадлежать одному или нескольким местным гражданам.
КТО ПЛАТИТ ЗАКЯТ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ.
Саудовская Аравия обладает 17% мировых доказанных запасов нефти и является одним из крупнейших ее нетто-экспортеров. Королевство является ключевым членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Организации арабских стран – экспортеров нефти (ОАПЕК).
Высший совет по нефти и минералам принимает решения по всем вопросам, касающимся нефти и газа, и соответствующим концессионным соглашениям. Концессионные соглашения заключаются королевским указом, изданным после одобрения Консультативной ассамблеи и Совета министров.
Налог, причитающийся с любой организации в сфере инвестиций в природный газ, облагается налогом в 20%. Режим корпоративного налогообложения для иностранных и отечественных компаний благоприятствует саудовским компаниям и совместным предприятиям с саудовским участием.
Правительство устанавливает единую 20-процентную ставку корпоративного налога для иностранных инвесторов. Подоходный налог на налогооблагаемый чистый доход, распределяемый между иностранными акционерами СП, составляет 20% (статья 7 закона «О подоходном налоге»). Инвесторы не платят корпоративный подоходный налог. Они облагаются 2,5-процентным налогом, или «закятом», на чистые оборотные активы.
Ключевым является закон «Об инвестициях в горнодобывающую промышленность» от 9 июня 2020 года (вступил в силу 30 декабря 2020 года). Лицензия на эксплуатацию позволяет ее владельцу получить право собственности на минералы, добытые на лицензионном участке, на весь срок действия лицензии.
Закон «Об инвестициях в горнодобывающую промышленность» предусматривает право собственности на полезные ископаемые. Все месторождения на суше или в море считаются исключительной собственностью Королевства. Участие иностранных компаний допускается в форме совместных предприятий (товариществ с ограниченной ответственностью).
Саудовская Аравия подписала двусторонние торговые и инвестиционные соглашения с более чем 20 странами. Заключены соглашения во избежание двойного налогообложения с 54 странами, включая Российскую Федерацию. В Саудовской Аравии не принято обращаться в международные суды. Нужно учитывать негативную позицию правительства страны по этому вопросу.
КУВЕЙТСКИЕ АГЕНТЫ И ТРАСТЫ.
Конституция Кувейта определяет, что государство владеет и контролирует все нефтяные ресурсы в стране. Право на концессии и монополии на эксплуатацию природных ресурсов, включая нефть, может быть создано только на основании закона и только на ограниченный срок (статьи 152 и 153 конституции Кувейта).
Министерство нефти совместно с Верховным нефтяным советом разрабатывает планы и выполняет надзорные функции над всеми государственными учреждениями, связанными с нефтяным сектором.
Закон №74 от 1979 года «О владении недвижимостью» не позволяет иностранным физическим и юридическим лицам приобретать право собственности на недвижимость в Кувейте.
Законом №68 от 1980 года «О торговле» иностранным физическим и юридическим лицам запрещено участвовать в предприятиях, кроме как через кувейтского агента или компанию. В последней не менее 51% акционерного капитала должно принадлежать гражданам стран Персидского залива.
Доход, полученный иностранными организациями (но не иностранными физлицами) в стране, облагается налогом по ставке 15% в год. Иностранные инвесторы могут стать собственниками кувейтских компаний на основании соглашения о номинальном держателе или трасте. Обычно инвестор может владеть до 49% акций компании совместно с кувейтским номинальным держателем, которому принадлежит большая часть акций.
Кувейтское управление по поощрению прямых инвестиций уполномочено выдавать лицензии. Они позволяют иностранным лицам владеть до 100% капитала в местной компании. Иностранные инвесторы могут владеть любыми видами активов, которые не требуют регистрации.
Лица, желающие инвестировать или открыть бизнес в Кувейте, могут зарегистрировать компанию в форме товарищества с кувейтской компанией, владеющей не менее 51% акций. Иностранные граждане вправе инвестировать и через местного агента. Агент должен быть гражданином Кувейта или фирмой, в которой местному гражданину принадлежит больше 51%.
При этом Кувейт должен сохранять право собственности на всю добытую нефть и доходы от нее. Право собственности на сырую нефть и газ не может переходить к международным нефтяным компаниям.
Отношения должны быть отражены в Соглашении о предоставлении услуг по добыче и эксплуатации (Operating Service Agreement, далее – OSA). Причем отношения сервисного типа были определены в законопроекте как наиболее отвечающие целям Кувейта.
Согласно структуре Соглашений о предоставлении услуг по добыче и эксплуатации, Кувейт сохраняет суверенный контроль над производством и стратегическим управлением. Как правило, международные нефтяные компании сохраняют контроль над оперативным управлением.
Иностранный инвестор должен нанимать определенный процент рабочей силы с местного рынка труда. Министр нефти может освободить иностранного инвестора от требования иметь местного агента или мажоритарного кувейтского партнера.
По соглашению иностранный инвестор может передавать или переуступать свои инвестиции другому иностранцу. Он может репатриировать капитал и прибыль, а также имеет право на компенсацию, если государство возьмет на себя управление проектом.
Инвестор может по решению Министерства нефти может быть освобожден от налогов, тарифов, таможенных пошлин, ограничений на импорт и экспорт в течение срока соглашения о предоставлении услуг по добыче и эксплуатации.
Информагентство «Девон»: РОССИЯ СНОВА ХОЧЕТ ИСКАТЬ НЕФТЬ В АФГАНИСТАНЕ.
Специалисты из РФ могут построить там НПЗ.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Саудовская Аравия, Ирак, закон, Акционеры

