Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

От племени чудь до зэков: как осваивали нефть Коми

Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция – первая российская нефтеносная земля.

(6 марта 2024 19:33 , ИА "Девон" )
В этом году исполняется 95 лет нефтяной промышленности Тимано-Печоры. Однако «черное золото» начали добывать в Республике Коми гораздо раньше. Об этом говорится в статье, опубликованной в издании «Трубопроводный транспорт нефти» (автор - Татьяна ЯКОВЛЕВА-УСТИНОВА). Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

КАК НА РУСИ «ГОРЮЧУЮ ВОДУ» ИСКАЛИ.

Сегодня Республика Коми оспаривает первенство в добыче даже у бакинских промыслов. Дело в том, что нефтеносный полуостров Апшерон вошел в состав Российской империи только в начале XIX века.

При этом упоминания о нефти Тимано-Печоры встречаются еще в Двинской летописи XV века. Там рассказывается о местном племени чудь, которое собирало «горючую воду» с поверхности рек и ручьев и использовало ее для лечения и смазки механизмов.

В конце XVII века голландец Николас Витсен описал в книге «Северная и Восточная Тартария» свое путешествие на Русский Север. «Река Ухта является притоком реки Печоры, - писал он. - На этой речке в полутора милях от Волока есть мелкое место, где выделяется маслянистое вещество, которое плавает по воде и представляет собой черную нефть. Там же найден камень доманик, который горит, как свеча, и пускает от себя черный дым».

«Горючая вода» на российском рынке ценилась. По данным Торговой книги за 1575–1610 годы, ведро нефти стоило в три-шесть раз дороже, чем вино. Тимано-Печору стали осваивать предприимчивые люди, которых называли рудознатцами.

Первым из них был успешный купец Федор Прядунов. После того, как он пришел на берега Ухты, Прядунов открыл на острове в Белом море месторождение серебра. Прознав об ухтинской нефти, которая плавает на воде, он отправился туда с сыном Степаном и организовал нефтяной завод.

По описанию российского академика и путешественника Ивана Лепехина, устроен он был так: «Над самым нефтяным ключом, по середине бьющим, построен был четырехугольный сруб, вышиною в тридцать рядов, из коих шесть загружены были на дно, а прочие на поверхности воды находились. Внутри сруба стоял узкодонный чан, через отверстие в дне которого из воды текла нефть».

Прядунов разорился, несмотря на то, что наладил поставки сырья в столицу. За неуплату налогов купца посадили в Москве в острог, где он и умер. Не закончились успехом попытки наладить выгодный бизнес в регионе и у архангельского золотопромышленника-миллионщика Михаила Сидорова. Он вложил в ухтинские промыслы более 600 тыс. руб.

Слишком трудна была доставка оборудования и транспортировка сырья потребителям. В безлюдных местах не хватало рабочих рук и знаний о геологическом строении региона.

НЕФТЯНОЙ БУМ В «ТЕМНОМ УГЛУ» РОССИИ.

В конце XIX века по всему миру начался нефтяной бум, докатился он и до печорских мест. Было понятно, что нефть в регионе есть, но неясно, велики ли запасы. В регион отправлялись научные геологические экспедиции с видными геологами и горными инженерами. В одной из них принимал участие геолог компании братьев Нобель Андерсон.

На всякий случай многие влиятельные люди столбили здесь участки. Среди них, например, камергер граф Канкрин, великая княгиня Мария Павловна, князь Владимир Мещерский и многие другие. Они ставили на отведенных наделах именной столб. На этом деятельность «столбопромышленников», как их называли местные люди, заканчивалась.

Одним из тех, кто на самом деле пытался наладить добычу нефти на берегах Ухты, стал инженер-механик Александр Гансберг, который прибыл в регион в конце XIX века. Он получил тринадцать участков, закупил оборудование и в 1905 году пробурил первую эксплуатационную скважину.

Потом он привлек к делу гофмейстера императорского двора Аркадия Корнилова, организовав нефтепромышленное товарищество. На технически продвинутом Варваринском промысле Гансберга, который располагался рядом с устьем Ухты, энергию вырабатывала паровая электростанция. Там также была телефонная связь. На самом заводе нефть перегонялась в керосин.

Подобрать ключ к эффективной добыче в регионе тогда не удалось. Например, в 1915 году скважина, пробуренная «Русским товариществом «Нефть» рядом с притоком Ухты Чибью, в течение двух недель давала по 40 пудов сырья в день. Затем дебит резко упал. Вскоре компания прекратила работы в регионе. По ее расчетам, рентабельными здесь были дебиты не менее 50 пудов.

Геолог Петр Полевой в докладе Горному департаменту в 1907 году написал: «Людям, мечтающим о новом Баку на Ухте и ищущим легкой наживы, надеяться на Ухту не следует. Только явившись во всеоружии науки и техники, со значительными денежными средствами при упорном труде и энергии возможно вызвать к промышленной жизни этот темный угол России».

О том, как в царское время на территории Коми пытались добывать «черное золото» - читайте в статье ИА «Девон».

ПЕРВЫМИ НЕФТЯНИКАМИ БЫЛИ ЗЭКИ.

Масштабное освоение Тимано-Печоры началось в советское время, в годы индустриализации. Стране были необходимы нефть, уголь, лес. Дешевую рабочую силу обеспечили исправительно-трудовые лагеря. В августе 1929 года к месту брошенного чибьюского промысла товарищества «Нефть» прибыла Ухтинская экспедиция ОГПУ со 139 заключенными. Из них 68 составляли инженеры и техники.

Ими были обнаружены паровая машина, буровая установка и два сверлильных станка — вывезенное оборудование керосинового завода А. Гансберга. Осенью прибыли еще 50 заключенных, среди которых были геологи и горные инженеры.

Геологической службой в течение десяти лет руководил заключенный Николай Тихонович. Геолога должны были расстрелять по обвинению в контрреволюционной деятельности («дело Геолкома»), но его спасла профессия. Расстрел заменили десятью годами лагерей. Сидя в тюремной камере, он составил план геологоразведочных работ в районе Ухты.

В 1930 году в Коми было открыто первое нефтяное Чибьюское месторождение с промышленными запасами. Тогда с глубины около 339 м пошла легкая нефть дебитом более четырех тонн в сутки. Вскоре для ее переработки был построен нефтеперегонный завод.

В 1932 году было открыто крупное Ярегское нефтяное месторождение. С глубины порядка 200 м была поднята первая густая нефть. Но Ярега поставила перед разработчиками вопрос, как поднять на поверхность высоковязкую нефть с повышенной плотностью при низком пластовом давлении.

ПЕРВЫЕ ШАХТА И НЕФТЕПРОВОД.

Энтузиазм сменился разочарованием. Если в 1935 году было добыто свыше 1,4 тыс. т., то спустя два года — всего 128 тонн. Для разработки Яреги впервые в СССР был освоен шахтный метод добычи нефти. Но эффективную технологию, позволяющую получать с этого месторождения миллионы тонн в год, удалось подобрать только недавно.

В 1947 году был построен первый в Республике Коми нефтепровод Войвож — Ухта длиной 112 км. По самому северному нефтепроводу в СССР транспортировалась легкая нефть с Войвожского нефтегазового месторождения.

История большой нефти Коми началась в 1960‑х годах, когда в регионе резко возросли объемы геологоразведочных работ, разведочного и эксплуатационного бурения. Причем поиски углеводородов уходили все дальше на север Тимано-Печоры.

Активная геологоразведка дала результаты. Сначала фонтан легкой нефти в 100 т в сутки был получен на Западно-Тэбукском месторождении. Его запасы втрое превысили все ранее известные месторождения.

Потом было открыто уникальное Усинское месторождение. Оно до сих пор дает больше всего нефти в Коми. Добыча в регионе начала стремительно расти. Если в 1961 году добывалось менее миллиона тонн нефти, то спустя десятилетие эти показатели превысили 9 млн т.

К этому времени в республике уже прокладывались магистральные нефтепроводы. С 1973 года первые полмиллиона тонн нефти были перекачаны по трубопроводу Уса — Ухта длиной 409 км. Спустя год был запущен 1138 километровый маршрут Ухта — Ярославль.

КАК ПОЯВИЛАСЬ НЕФТЬ ЯРЕГИ.

В ХХ веке советские геологи создали надежную сырьевую базу, рассказывает завкафедрой поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Ухтинского государственного технического университета Владимир РОСТОВЩИКОВ. Он является первооткрывателем крупного Верхневозейского месторождения и участником не менее 20 нефтегазовых открытий.

При добыче в 13 млн тонн в год разведанных запасов Коми хватит на 40‑45 лет. Но примерно две трети из них относится к трудноизвлекаемым. «Основную добычу обеспечивает разработка трех месторождений: Усинского, Возейского и Западно-Тэбукского, - говорит Ростовщиков. - На Ярегском слишком больших объемов добычи достичь сложно, и она требует огромных затрат».

Ярегские залежи образовались на больших глубинах при хорошей герметизации пластов. Тектонические процессы в земной коре подняли толщи к поверхности. Под воздействием атмосферного кислорода нефть окислилась и превратилась в битуминозную.

Когда в 1929 году в Ухту прибыла первая советская экспедиция геологов, то они знали только о нефтеносности южного участка. Огромные территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции не были разведаны. Потом геологические исследования начали двигаться на восток к Уральским горам, открыли крупное Вуктыльское нефтегазоконденстатное месторождение.

Когда у геологов появились установки для глубокого бурения, то стали бурить не на 2 тыс. м, как раньше, а на 3-3,5 км. Им удалось открыть Западно-Тэбукское месторождение. Потом на севере Коми было обнаружено Усинское месторождение.

«С новыми данными представления о геологическом строении меняются, - рассказывает ученый. - В 1971 году, когда я пришел на работу геологом, считалось, что в Тимано-Печоре основные нефтяные продуктивные горизонты располагаются в среднем девоне и пермокарбоне».

«Мы выдвинули гипотезу, что нефть должна была формироваться и в других геологических периодах — верхнем девоне, нижнем силуре, ордовике, - продолжает Владимир Ростовщиков. - И оказались правы: там были обнаружены залежи нефти».

Оставшаяся часть углеводородов в Тимано-Печорской провинции залегает в еще более трудных, нетрадиционных ловушках. Например, это доманиковые сланцевые нефтяные отложения. Их поиски движутся и на север, и на юг региона. Появляются горизонты, которые ранее считались бесперспективными.

Сегодня Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция располагается на территории Республики Коми, Ненецкого автономного округа и прилегающей акватории Печорского моря. Она занимает площадь около 446 тыс. кв.км. По начальным суммарным ресурсам нефти и газа находится на третьем месте.

Здесь выявлено 218 месторождений. Из них крупнейшие нефтяные месторождения на суше — Усинское, Возейское и Ярегское — находятся в Республике Коми.

О том, как на уникальном месторождении в Республике Коми добывают высоковязкую нефть, читайте в публикации «Информ-Девон» 
«Тяжелая нефть Ярегских шахт».

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Коми, история, СВН, геология, трубопроводы

 

к следующей новости раздела

12 марта 2024

Эксперты ждут позитивной отчетности Татнефти

к предыдущей новости раздела

5 марта 2024

Ветеран вспомнил об освоении прикамской «Тюмени»

к следующей новости главной ленты

7 марта 2024

В Пермь вошла новая автозаправочная сеть

к предыдущей новости главной ленты

6 марта 2024

Глушилки сигналов спутников на автомобилях мешают геодезистам