Архив новостей

Май2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Янгпур и Сбер идут на мировую в споре по опционным «ножницам»

Дочка Белоруснефти смирилась с «проигрышем» крупной суммы в ставках на колебания цены нефти.

(3 мая 2024 14:51 , ИА "Девон" )
Нефтяная компания «Янгпур» пошла на мировое соглашение со Сбербанком в рамках дела о взыскании с нефтекомпании 684 млн рублей. Российской дочке «Белоруснефти», ранее обвинявшей Сбер в недобросовестности и навязывании сделки, пришлось договариваться с кредитором после проигрыша в судах. Об этом пишет «Правда УрФО».

Ранее Арбитражный суд Москвы, а вслед за ним и апелляционная инстанция, отказались признать недействительным расчетный товарный опцион по генеральному соглашению о срочных сделках на финансовых рынках.

Затем арбитраж удовлетворил встречный иск банка. Сбербанк поддержал решение и вслед за «Янгпуром» направил в суд заявление об утверждении мирового соглашения.

Сбер и «Янгпур» оформили сделку еще в 2020 году на случай снижения цены на нефть марки Brent ниже $17 за баррель. Стороны заключили 36 опционов на продажу (пут) и 36 - на покупку (колл). Однако в 2022 году значение плавающей цены составило $118,81 за баррель. По условиям сделки кредитная организация потребовала с нефтекомпании выплат, но денег не получила.

«Янгпур» в суде безуспешно пытался признать опцион недействительным. Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении первоначального иска, а по встречному заявлению взыскал с АО «НК «Янгпур» в пользу Сбербанка 684,2 млн рублей. В эту сумму входит 492,8 млн основного долга и 191,3 млн процентов.

Опцион должен был снижать риски нефтяников в случае падения цены на нефть марки Brent ниже определенного уровня. При этом максимальный уровень продаж нефти был установлен по цене $71 за бочку. При показателе ниже $17, Сбербанк должен был выплачивать контрагенту разницу между ценами.

И наоборот, при росте цен выше 71 доллара, нефтяники были обязаны выплачивать банку разницу между этими ценами. При сохранении стоимости в этом интервале никаких выплат между сторонами не предусматривалось.

В период заключения сделки цена на нефть была низкой на фоне пандемии. Значение плавающей цены неоднократно выходило за цены исполнения опционов, а стороны при этом исполняли свои обязательства. Однако в 2022 году цены на энергоносители резко выросли, и нефтекомпания понесла финансовые потери.

Представители «Янгпура» в суде заявляли, что сделка предусматривает неравноценные и непрогнозируемые для истца риски. Это связано с тем, что граница выплат опциона пут ограничена по уровню снижения. А верхняя граница выплат ограничения не имеет, так как цена нефти может увеличиваться до бесконечности.

Истец указывал, что компания продает нефть марки Urals. В то же время невыгодные условия сделки обязывают ее перечислять выплаты в привязке к Brent. Из-за антироссийских санкций скидка (дисконт) на российскую нефть по отношению к «Бренту» доходила до $35-40.

Нефтяники также обвинили Сбербанк в недобросовестности и навязывании сделки. Якобы в банке не раскрыли все риски, не представил расчеты возможных убытков; навязал неподходящий и ненужный спекулятивный инструмент.

Арбитраж пришел к выводу, что условия сделки и связанные с ними риски были раскрыты банком полно и достоверно. Однако в «Янгпуре» сами согласились привязать цены к западному маркеру.

Контракт был согласован и с государственной Белоруснефтью. А настолько серьезных последствий санкций стороны никак не могли предусмотреть. Дело в том, что до 2022 года разница между двумя сортами цен держалась на одном уровне в течение многих лет.

Комментарий Информагентства «Девон»:

Это уже не первый подобный случай на российском рынке. Год назад ИА «Девон» писало, что совладелец татарстанской группы компаний «СМП» Фоат КОМАРОВ проиграл суд со Сбербанком по поводу опционной сделки.

Арбитражный суд Татарстана решил взыскать с АО «СМП-Нефтегаз» в пользу Сбера 1 млрд 152 млн рублей убытков и 200 тыс. госпошлины. Кроме того, «Трансойл» должно выплатить банку 283 млн рублей и 200 тыс. госпошлины.

С июня 2021 года по февраль 2022 года «СМП-Нефтегаз» и «Трансойл» выплатили банку 53 млн рублей. Сбер перечислил им 44 млн рублей. Когда цены на нефть начали расти, Сбер увеличивал верхние барьерные коридоры. Это позволяло «СМП-Нефтегазу» какое-то время не платить по опционам. Однако затем структуры Комарова решили разорвать договор.

Они обратились в суд и узнали, что в случае прекращения договора с них будет взыскана ликвидационная сумма в 4,3 млрд рублей. Нефтяники посчитали это скрытой штрафной неустойкой. В Сбербанке настаивали, что это «договорный долг». Также там заявили, что хеджирование рисков – это отдельная услуга.

Нефтекомпания также заявляла в суде, что не является квалифицированным инвестором на рынке. Однако таковыми признают юрлица с активами более 700 млн рублей. Активы «СМП-Нефтегаза» оценивались в 14 млрд руб.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Белоруснефть, суды, деньги, Цена на нефть

 

к следующей новости раздела

15 мая 2024

Независимые агентства рассудят спор в ОПЕК по квотам

к предыдущей новости раздела

2 мая 2024

Еще в одной нефтекомпании запретили пользоваться смартфонами

к следующей новости главной ленты

3 мая 2024

На бывшем «Пластике» в Сызрани будут собирать китайские авто

к предыдущей новости главной ленты

3 мая 2024

Миннибаевский ГПЗ возобновит выпуск гелия и СПГ