Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

На Сахалине запустят экспортное производство водорода

На экологичное топливо также могут перевести «голубые вагоны».

(6 февраля 2023 00:03 , ИА "Девон" )
Экспорт российского водорода в 2030 году может составить 2,2 миллиона тонн, а выручка от его продажи - $12,7 миллиарда. Такие цифры указаны в комплексной программе развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики, подготовленной Минэнерго РФ. Важным экспортером должна стать Сахалинская область, где формируется Восточный региональный водородный кластер. Об этом пишет «Российская газета».

«Переход к водородной энергетике - это ответ на вызовы устойчивого развития в условиях энергоперехода, - отметил директор Сахалинского климатического центра Евгений ГЕТЦ. - И Сахалинская область позиционирует себя как один из элементов системы потребления водорода в АТР».

Однако из-за реалий последних месяцев множество водородных проектов потеряли актуальность, говорит замгендиректора аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго России Дениса ДЕРЮШКИНА.
«При этом Сахалин на удивление сохраняет динамику и амбициозность, - указал Дерюшкин. - Здесь остается единственный из пяти кластеров с потенциалом крупнотоннажного производства водорода. Но в связи с изменениями в мире мы переходим от концепции водорода как экспортного продукта к концепции водородных технологий как экспорта".

Поэтому программа развития и низкоуглеродной водородной энергетики переформатирована с фокусом на технологии и внутренний рынок. Причем место производства и место потребления водорода должны быть максимально локализованы, чтобы уменьшить расходы на логистику.

«У нас два самых продвинутых проекта на острове, - поделился директор проекта проектного офиса по водородной энергетике госкорпорации "Росатом" Валентин ДЬЯКОВ. - Первый - водородный завод. Там будет организовано получение водорода методом прямой конверсии метана с улавливанием СО2 и захоронением его в естественные подземные хранилища».

«В дальнейшем водород будет сжижаться и доставляться конечному клиенту, - пояснил Дьяков. - Работы идут в соответствии с графиком. Мы планируем отгрузку первой партии продукции уже в 2025 году. Второй проект - водородный поезд. К 2025 году намерены запустить серию электричек совместно с РЖД и Трансмашхолдингом. Появятся два заправочных комплекса и основная инфраструктура».

Внутренний рынок водорода может вырасти и в связи с развитием других видов транспорта.
«С губернатором региона Валерием ЛИМАРЕНКО мы обсудили возможность поставок по концессии 105 электробусов и 20-30 водоробусов в 2023 году, - рассказал гендиректор компании "Криомаш-БЗКМ" Кирилл ЛЯТС. - Наш водоробус по цене будет не дороже электробусов. При этом мы готовы включить в поставку также заправку с электролизером на 20 машин».

«Кроме того, мы обратились к идее "голубого вагона", - прокомментировал Кирилл Лятс. - Так называется проект электрохимической станции, которая, как угольный тендер к паровозу, пристегивается к локомотиву и снабжает его электроэнергией. А внутри этой станции - большой бак с жидким водородом. "Голубой вагон" может выйти на линию уже в текущем году».

«Единственное, в железнодорожной технике надо применять не компримированный водород, а сжиженный, - отметил гендиректор "Криомаш-БЗКМ". - Мы хотим сделать установку по сжижению водорода, совмещенную со сжижением углекислого газа. Жидкий СО2 во всем мире используется для быстрой заморозки продуктов, а на Сахалине много бизнеса, связанного с марикультурой. Есть плавучие и наземные рыбозаводы. Соответственно, углекислота будет востребована».

Специалисты видят перспективы в использовании метановодородных смесей в малой энергетике. За этим будущее, считает директор Центра исследований и научных разработок в области энергетики "Водородные технологические решения" Максим САВИТЕНКО.

«Мы изучали энергосистему Курильских островов, стоимость завозного дизельного топлива, - сообщил он. - Если в органическое топливо подмешивать водород, то и коммунальная экономика начинает "биться". При концентрации водорода в топливе до 20% не нужно делать серьезную модификацию оборудования. Возможно, дополнительно потребуется лишь разработка горелочного устройства. Ну и, чтобы повысить КПД, - конденсатор выходящих газов».

Предполагается также поставка сжиженного водорода на космодром Восточный. Соответствующее соглашение было подписано между Росатомом и Роскосмосом на полях VII Восточного экономического форума в сентябре прошлого года.
«Объемы поставок не столь велики, - признал Дьяков. - Но договор важен как своей логистической составляющей, так и глобальностью задачи. Без водорода тяжелые и сверхтяжелые ракеты, которые выводят грузы и спутники на орбиту, просто не полетят».

«Задача непростая, - пояснил топ-менеджер Росатома. - Точка удаленная, доставить туда газ надо быстро и гарантированно, а сжиженный водород хранится не слишком долго. Мы рассматриваем возможность перевозки водорода в танк-контейнерах. И куда отвезти такой изоконтейнер - в Китай или на космодром Восточный - уже становится непринципиальным».

В Росатоме разрабатывают технологии хранения водорода по двум направлениям. Первое - это баллоны для сжатого водорода, прежде всего композитные. Второе направление - металлогибридное хранение как самый безопасный способ, сообщил руководитель направления частного учреждения "Наука и инновации" ГК "Росатом". Мирон БОРГУЛЕВ. Сахалинский кластер интересен как новый рынок, как место апробации технологий, которые будут тиражироваться, на Дальнем Востоке и в Арктике, считает он.

Справка Информагентства «Девон»:

Росатом намерен в этом году начать строительство на Сахалине водородного производственного комплекса. В октябре 2022 года «Русатом Оверсиз» и китайская CEEC (входит в China Energy Engineering Group) договорились о создании нового предприятия в 2025 году. Сначала должны быть запущены мощности до 30 тыс. т водорода в год, в 2030 году — до 100 тыс. Помимо Китая Росатом рассчитывает наладить экспорт водорода в Японию, Южную Корею и Вьетнам.

Росатом также отвечает за производство и поставку водородного топлива, организацию и эксплуатацию заправочной инфраструктуры для будущего водородного поезда. В проекте участвуют правительство Сахалинской области, РЖД и Трансмашхолдинг.

Вместе с тем, Московский физико-технический институт (МФТИ) работает над запуском центра водородного инжиниринга с опытным полигоном Восточного водородного кластера на Сахалине. Там будут спроектированы, изготовлены и испытаны образцы оборудования и транспорта.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Сахалин, Водород, Транспорт, планы

 

к следующей новости раздела

8 февраля 2023

Нефтесервисный холдинг подключится к строительству транспортного коридора «Европа – Западный Китай»

к предыдущей новости раздела

1 февраля 2023

«Дружба» не остановилась после обстрела украинскими ракетами

к следующей новости главной ленты

6 февраля 2023

В Тюмени «фирмы-пустышки» имитировали закупку топлива для ухода от налогов

к предыдущей новости главной ленты

3 февраля 2023

«От взаимодействия с такими партнерами, как Татнефть, мы ожидаем появления новых треков интердисциплинарного инжиниринга» - ПИШ ИТМО