Как создавали нефтепереработку Дальнего Востока
История Хабаровского и Комсомольского НПЗ- от сезонной работы до перехода на экологичное топливо.
(27 октября 2025 12:29 , ИА "Девон" ) Не так давно стало известно, что на Дальнем Востоке могут построить третий нефтеперерабатывающий завод – впервые за почти сто лет. Газпром намерен построить его к 2033 году на Сахалине. Это особенно важно на фоне топливного кризиса в России.Сегодня оба «дальневосточных» НПЗ находятся в Хабаровском крае. Об истории их создания рассказывается в статье «У высоких берегов Амура» (автор - Григорий ВОЛЧЕК), опубликованной изданием «Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
КОГДА АМУР ПОКРЫВАЛСЯ ЛЬДОМ…
Строительство первенца дальневосточной нефтепереработки — Хабаровского НПЗ имени Серго Орджоникидзе – началось в сентябре 1930 года. По меркам ударных строек первых пятилеток оно продвигалось достаточно медленно. Тем не менее, ровно через 5 лет после «первого колышка» завод был пущен в эксплуатацию.
Комбинированная крекинг-установка производила автомобильный бензин, тракторный керосин (лигроин) и топочный мазут. Позднее была введена в строй асфальтобитумная установка. Одновременно с производственными мощностями был построен жилой поселок (соцгородок), клуб и детский сад.
Нефть на переработку поступала с северного Сахалина. Южная часть острова, согласно Портсмутскому мирному договору 1905 года, принадлежала японцам. Доставка нефти велась баржами по Татарскому проливу и далее по Амуру.
В связи с этим она носила сезонный характер и зависела от навигационного периода и метеорологических условий. Когда Амур покрывался льдом, завод останавливался. Это нетипично для продвинутой нефтепереработки, предполагающей непрерывный цикл работы.
В начале Великой Отечественной войны на фронт ушло более 200 рабочих завода. Впоследствии количество мобилизованных удвоилось. Нехватка рабочих рук компенсировалась введением 12-часового рабочего дня и активным привлечением женщин и подростков. Квалификацию новые работники и работницы повышали непосредственно на предприятии.
В 1943 году на базе завода открылось ремесленное училище. Там готовили операторов, мастеров контрольно-измерительных приборов, слесарей, сварщиков, электромонтеров и лаборантов. «Ремеслуха» обеспечивала, говоря современным языком, дуальное образование – ребята одновременно учились и работали.
ПРОБКИ ДЛЯ ГРАНАТ.
В октябре 1941 года завод, наряду с выпуском топлива и битума, освоил производство военной продукции – пробок для ручных гранат, мин, авиационных бомб и артиллерийских снарядов. Вскоре спеццех выпускал в месяц более 1 млн пробок шести различных видов. Состав сырья для пробок и технология получения изоляционного лака были разработаны на заводе.
Расширился и ассортимент основной продукции. Предприятие освоило производство авиабензинов Б-70, Б-74 и Б-78 путем компаундирования прямогонного бензина с высокооктановым компонентом — изооктаном.
В 1943 году установка первичной переработки нефти была дооборудована вакуумной колонной, вырабатывавшей смазочные масла для нужд сельского хозяйства. Вскоре начался выпуск нового продукта – трансмиссионного масла (нигрола).
Всего за годы войны Хабаровский НПЗ переработал более 1,8 млн тонн нефти. За 1935 — 1945 гг. выпуск продукции завода увеличился в 3,5 раза. После войны предприятие стало получать на переработку башкирскую нефть, за счет которой перешло на круглогодичную работу.
Сегодня НПЗ входит в АО «Независимая нефтегазовая компания» (ННК). Предприятие перерабатывает 5 млн тонн нефти в год с глубиной переработки 92% и выходом светлых нефтепродуктов 72%.
Ассортимент продукции широк – автомобильный и прямогонный бензин; сжиженный газ; реактивное топливо; керосин; арктическое, зимнее и летнее дизельное топливо; флотский и топочный мазут; вакуумный газойль; дорожный, кровельный и строительный битум; твердая и жидкая углекислота.
Справка ИА «Девон»:
В 2026 году на Хабаровском НПЗ собираются переработать 5,19 миллионов тонн сырья. Это позволит произвести 693 тысячи тонн бензина и 1,11 млн тонн ДТ. В начале октября 2025 года сообщалось, что установки предприятия загружены на 100%. Это должно помочь преодолеть дефицит топлива на заправках региона.
НА САХАЛИНСКОЙ НЕФТИ.
В 1938 году Наркомат топливной промышленности СССР принял решение о строительстве НПЗ в молодом городе Комсомольск-на-Амуре. В конце 1939 года был создан строительный трест «Дальнефтезаводстрой» и началась большая стройка. Предполагалось использование для переработки сахалинской нефти.
Начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть проект в сторону сокращения переработки. В ноябре 1942 года был пущен в эксплуатацию нефтепровод Оха — Софийск протяженностью 387 км.
Вскоре состоялся пуск завода в составе одной атмосферной трубчатки мощностью 0,5 млн тонн нефти в год. Первый железнодорожный состав с ценным топливом (бензином) отправился на Сталинградский фронт.
Поскольку сахалинская нефть из Софийска (Циммермановки) доставлялась на завод баржами по Амуру, предприятие работало только в сезон речной навигации. Зимой проводился ремонт оборудования, а часть рабочих НПЗ трудилась на лесозаготовках. На круглогодичную работу завод перешел только в 1952 году, когда была достроена труба от Софийска до Комсомольска.
За годы войны более 500 работников завода были призваны на фронт. На их место пришли женщины и подростки. Их пришлось обучить сложным технологическим процессам непосредственно на месте, на специально организованных курсах и в вечерней школе рабочей молодежи.
Существенную помощь заводчанам оказали эвакуированные и командированные специалисты с Хабаровского, Грозненского и Дрогобычского НПЗ (Львовская область). На Комсомольском НПЗ работали 25 фронтовых бригад, перевыполнявших производственные планы в два и более раз.
ТОПЛИВО ДЛЯ ЛЕНД-ЛИЗОВСКОГО МАРШРУТА.
Всего за время войны завод поставил фронту 85 тыс. тонн авиационного бензина, 75 тыс. тонн судового топлива (флотского мазута), 31 тыс. тонн тракторного керосина (лигроина) и 20 тыс. тонн автомобильного бензина.
НПЗ полностью обеспечил горючим легендарный ленд-лизовский авиамаршрут «Аляска-Сибирь» (Алсиб) Фэрбенкс – Уэлькаль — Сеймчан — Якутск — Киренск – Красноярск. По этой трассе Советский Союз получил из США 7,8 тыс. военных самолетов разных типов и 19 тыс. тонн военного и медицинского оборудования, запчастей, продовольствия и почты. Кроме того, было перевезено около 130 тыс. пассажиров.
Сегодня Комсомольский НПЗ входит в состав «Роснефти» и перерабатывает более 7 млн тонн нефти в год. Сырьем для него является западносибирская и сахалинская нефть, поставляемая по трубопроводам и железной дороге. Основная продукция — автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут.
Прим. «Информ-Девон»:
10 апреля 2025 года на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе загорелась обшивка ректификационной колонны. Несмотря на сильное пламя, пострадавших удалось избежать. Разлива нефтепродуктов при этом не было, заявили в руководстве НПЗ. Предприятие продолжило выпускать нефтепродукты в полном объеме после возгорания. Для этого были задействованы резервные мощности.
В августе этого года стало известно, что Комсомольский НПЗ приступил к выпуску бензина АИ-98 класса «Евро-5». Таким образом, предприятие полностью перешло на выпуск топлив этого стандарта. Продолжается строительство комплекса гидрокрекинга, который позволит увеличить глубину переработки нефти.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Роснефть НПЗ, история, Сахалин, моторное топливо

