Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

В Коми решили самим взяться за нефть и её переработку

Не лишним будет вспомнить непростую историю нефтяной отрасли в этом северном регионе.

(15 апреля 2024 06:14 , ИА "Девон" )
В Республике Коми намерены возродить государственную региональную компанию "Недра-Коми" для добычи и глубокой переработки нефти. Об этом сообщил глава региона Владимир УЙБА в ходе XVIII Геологического съезда Республики Коми (10-12 апреля).

«Это позволит республике обеспечить региональный рынок горюче-смазочными материалами собственного производства и значительно влиять на экологию в лучшую сторону", - заявил глава региона.
В связи с этим Информагентство «Девон» напоминает о непростой истории добычи нефти и её переработки в этом северном регионе.

ПЕРВЫЕ НЕФТЯНЫЕ МАГНАТЫ РУСИ.

Первые упоминания о нефти Тимано-Печоры встречаются еще в Двинской летописи XV века. Согласно этому историческому документу, местное племя чудь собирало «горючую воду» с поверхности рек и ручьев. С помощью нее лечились и смазывали колеса.

В конце XVII века голландец Николас Витсен путешествовал по Русскому Северу. В книге «Северная и Восточная Тартария» он писал о наличии «черной нефти» и камня-доманика на берегах реки Ухты.

Намного позже далекие северные края стали осваивать предприимчивые «рудознатцы». Первым из них оказался архангельский купец Федор Прядунов. Вместе с сыном Степаном в 1745 году он организовал первый в мире нефтяной «завод» неподалеку от Ухты. Следует отметить, что тогда заводами называли промыслы, а не НПЗ в современном понимании этого слова.

Первый нефтепромысел представлял собой четырехугольный сруб из бревен. Его сооружали прямо над бьющим «нефтяным ключом». Внутри сруба стоял чан, через отверстие на дне которого из воды текла нефть.

Сырье по предписанию Берг-коллегии отправляли в Москву. Там ее «двоили», то есть перегоняли примитивным способом. Поначалу дела у Прядунова шли хорошо. Однако позже купца посадили в московский острог за неуплату налогов. Там, в заключении, он и умер в 1753 году.

После этого на нефтепромысле неоднократно менялись хозяева. Среди потерпевших неудачу был архангельский золотопромышленник-миллионщик (миллионер в переводе на современный язык) Михаил Сидоров.

В те времена предприниматели сталкивались с нехваткой квалифицированных кадров и транспорта. Да и о геологии региона было мало что известно в силу тогдашнего состояния науки. К тому же нефть еще широко не применялась в народном хозяйстве.

В начале ХХ века инженер и нефтепромышленник Александр Гансберг основал небольшой керосиновый завод недалеко от современной Ухты. Заводик давал до 10 пудов керосина в сутки. Инженер хотел нарастить производство, но в 1917 году началась революция. Промысел национализировали большевики, но работу наладить не сумели. В 1924 году производство на нем окончательно остановилось.

КАК ЛАГЕРНИКИ ВОССТАНОВИЛИ ПЕРЕГОННЫЙ КУБ ГАНСБЕРГА.

Все изменилось в 1930-х годах, в эпоху индустриализации и «Большого террора». В октябре 1930 года экспедиция ОГПУ на Чибьюском месторождении наладила промышленную добычу нефти.

Для этого пришлось восстановить чудом сохранившийся перегонный куб Гансберга. За год на нем переработали 127 тонн нефти для собственных нужд. Так как производство было примитивным, потери сырья были велики, а глубина переработка – низкой.

В 1931 году экспедицию реорганизовали в Ухто-Печорский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (Ухтпечлаг). Рост добычи углеводородов и активное промышленное развитие Коми требовало все больше рабочей силы.

Поэтому к лету 1933 года в Ухтпечлаг пригнали более двадцати тысяч «зэков» и спецпереселенцев. С ними трудились и вольнонаемные (в основном - бывшие зэки). По замыслу советского руководства, в регионе должны были построить несколько нефтеперерабатывающих завода. Однако с великим трудом удалось построить лишь один нефтеперегонный завод возле поселка Чибью.

Первым начальником этого завода назначили бывшего заключенного Якова Голобородько. До этого он был осужден на 10 лет и объявлен «врагом народа». В 1934 году Голобородько обвинили уже в срыве сроков строительства нефтеперегонной установки… и снова посадили в Ухтпечлаг.

При этом следователи не приняли во внимание не реалистичность установленных сроков. Не хватало рабочих рук, техники и стройматериалов… В 1940-м году Голобородько освободился, а в 1942 году снова получил срок - за антисоветскую агитацию. Инженера реабилитировали лишь в 1956 году.

УХТИНСКИЙ НПЗ.

Во второй половине 1930-х годов началось освоение месторождений высоковязкой нефти. В связи с этим в 1937 году в Чибью начали строить новый нефтеперерабатывающий завод. Он дал основу Ухтинскому НПЗ (сегодня - «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»).

Весной 1938 года была смонтирована ректификационная колонна атмосферной трубчатки высотой двадцать пять метров. Ее привезли на двух деревянных баржах. После модернизации завод стал одним из самых передовых на тот момент.

Во время Великой Отечественной войны на Ухтинском НПЗ освоили выпуск новых видов нефтепродуктов. Они были нужны для заправки танков и самолетов, автомобильного транспорта, кораблей. Завод снабжал топливами и маслами блокадный Ленинград, Волховский и Ленинградский фронты.

В послевоенные годы были освоены новые месторождения Войвожа, Тэбука и Усинска. Расширял свои мощности и завод, которому приходилось осваивать переработку нефти с различным химическим составом. Были построены атмосферно-вакуумная трубчатка (АВТ), битумная установка, железнодорожные эстакады для налива темных нефтепродуктов, установки крекинга и риформинга бензинов и т.д.

ГОДЫ КРИЗИСА И МОДЕРНИЗАЦИИ.

В 1960-80-е годы на Ухтинском НПЗ довели переработку до пиковых 6 миллионов тонн в год. В 1990-е годы предприятие пришло в упадок. Оборудование было изрядно изношено, а завод столкнулся с кризисом неплатежей.

В 1999 году Ухтинский завод перешел ЛУКОЙЛу. Уже в следующем году было решено провести масштабную модернизацию производства. В том же 2000 году в рекордные сроки были построены железнодорожная эстакада для налива нефтепродуктов и резервуарный парк. За 10 лет ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» удалось перейти к выпуску экологически чистых бензинов ЕВРО-4.

До 2016 года Ухтинский завод перерабатывал сверхтяжелую нефть с Ярегского шахтного месторождения, выпуская в основном мазут. В те годы НПЗ стал убыточным после запуска в России налогового маневра. В 2017 году Появлялась неподтвержденная информация, что ЛУКОЙЛ намерен продать предприятие. 

Затем компания смогла договориться с Транснефтью о приеме нефти с Ярегского месторождения в трубу. На Ухтинский НПЗ стало поставляться легкое сырье с Западно-Тэбукского месторождения в Коми. Это позволило повысить глубину переработки и нарастить выпуск светлых нефтепродуктов.

В последние годы не обходилось и без происшествий. Так, 9 января 2020 года на Ухтинском заводе сгорели 9 емкостей с ГСМ, пострадал один человек. Несмотря на это, старейший российский нефтеперерабатывающий завод продолжил работу в прежнем режиме.

САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ НПЗ В МИРЕ

Кроме Ухтинского в Коми был еще один НПЗ, принадлежавший компании «Енисей». Фирма занималась разведкой и добычей нефти на Западно-Сынатыском месторождении в Усинском районе Коми. В 2011 году был запущен комплекс по переработке нефти и газа мощностью 1,3 млн тонн.

Он стал самым северным НПЗ в мире. Однако производство остановилось в 2015 году из-за вышеупомянутого налогового маневра. 
В 2020 году местные власти заявляли о возможном перезапуске «Енисея», но в компании это опровергли.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Коми, история, Добыча, ЛУКОЙЛ НПЗ

 

к предыдущей новости раздела

11 апреля 2024

Предложены новые меры для стабилизации рынка топлива

к следующей новости главной ленты

15 апреля 2024

Российские геофизики освоили ремонт деталей телеметрии

к предыдущей новости главной ленты

12 апреля 2024

Найдены новые залежи баженовской нефти в ХМАО