Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Порты Сахалина: от газотранспортного Корсакова до угольного Шахтерска

(12 декабря 2022 06:05 , ИА "Девон" )
Недавно Роснедра выдали лицензию на очередной участок недр в Сахалинской области. Северо-Пограничный участок углеводородов отошел "ННК-Сахалинморнефтегазу". Он расположен по соседству с Богатинским шельфовым участком "Роснефти". Несмотря на сложности в добыче на шельфе, возникшие после ухода иностранных инвесторов, Сахалин остается привлекательным для нефтегазовых компаний.

Единственный островной регион России сегодня обладает большими запасами углеводородов и развитой портовой инфраструктурой. О том, как она создавалась, рассказывается в статье Григория ВОЛЧЕКА «С далекого пролива Лаперуза» - 2, опубликованной в издании "Нефтянка". Информагентство «Девон» приводит ее с некоторыми сокращениями.

ИСТОРИЯ КОРСАКОВА: ОТ ЦАРЕЙ ДО ХРУЩЕВА

В 1643 году голландский мореплаватель Мартин Де Фриз первым из европейцев исследовал южное побережье Сахалина, присвоив обширному заливу название Анива. Слово заимствовано из лексикона айнов, коренных местных жителей. Соседнему мысу и прилегающей бухте дали название Томари-Анива.

В сентябре 1853 года прибывший в бухту адмирал Геннадий Невельской учредил здесь военный сторожевой пост Муравьевский, названный в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского. Менее чем через год, во время Крымской войны, пост был эвакуирован в связи с угрозой нападения со стороны военных эскадр Великобритании и Франции.

В 1867 году пост восстановили. Спустя два года он был расширен и переименован в Корсаковский в честь нового восточно-сибирского губернатора — Михаила Корсакова. Параллельно с освоением юга Сахалина российские власти официально определили остров в качестве места каторги и ссылки. Весной 1870 года сюда прибыла первая партия ссыльнокаторжных.

25 апреля 1875 года был подписан Санкт-Петербургский договор. По нему Япония официально отказалась от территориальных претензий на Сахалин в обмен на Курильские острова. При этом японским судам предоставлялось право в течение 10 лет посещать порт Корсаков (Кусун-Котан) без уплаты портовых и таможенных пошлин.

В сентябре 1890 года в Корсаковский пост прибыл Антон Чехов. В своей знаменитой книге «Остров Сахалин» великий писатель написал: «Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты».

В июне 1905 года, под занавес русско-японской войны, Корсаков был занят японским морским десантом. Вскоре согласно условиям Портсмутского мирного договора территория южного Сахалина отошла к Японии под названием Карафуто. Корсаковский пост получил название Оодомари (Отомари).

Сюда была проведена железная дорога, построены целлюлозно-бумажный завод, фабрика по производству агар-агара и причал с железобетонным мостом-платформой. Он функционирует и по сей день. В 1923 году было открыто регулярное паромное сообщение Оодомари с портом Вакканай на соседнем японском острове Хоккайдо. После войны паромную линию закрыли и вновь открыли только полвека спустя, в 1995 году.

25 августа 1945 года советский десант взял город с моря. Японский гарнизон капитулировал  без сопротивления. 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР образована Южно-Сахалинская область. Вскоре Оодомари был переименован в Корсаков и получил статус города областного подчинения. Название дано в честь мореплавателя, ученого и писателя Воина Римского-Корсакова, брата выдающегося композитора.

Несмотря на отдаленность, Корсаков не был обделен вниманием властей. В 1954 году город посетил советский лидер Никита Хрущев, а в 1967 году — председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.
В 2009 году недалеко от города пущен в эксплуатацию первый в России СПГ-завод и отгрузочный терминал «Пригородное».

Строительство порта Отомари началось в 1907 и завершилось в 1928 году. В 1939 году порт был расширен. В частности, сооружен Северный пирс. В августе 1946 года создан Корсаковский морской торговый порт первого разряда. В настоящее время эта гавань — крупнейшая на Сахалине.

Основные грузы — лес, уголь, нефть и нефтепродукты, металлы и металлолом, оборудование, контейнеры, генеральные грузы. Грузооборот — 5 млн тонн в год, включая 2,6 млн тонн наливных грузов. Пассажирооборот превышает 30 тыс. человек в год, включая круизных туристов. Порт связан регулярными линиями с Приморским краем, Курильскими островами, Японией и Республикой Корея. Максимальные габариты судов, заходящих в Корсаков: по осадке — 7,5 м по длине — 150 м, по ширине — 40 м.

ПЕРВАЯ НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ ГАВАНЬ

Японское название Невельска — Хонто — происходит от айнского Понто-Кэси («берег озера»). В 1789 году здесь, в южной части Татарского пролива, появились русские землепроходцы. Потом была двойная — российская и японская — администрация. А по итогам русско-японской войны Хонто, как и весь юг Сахалина, отошел к Японии.

В этот период здесь были созданы хозяйства по разведению осенней кеты, основано военное училище. Тогда же было открыто железнодорожное движение по маршрутам Хонто — Маука (Холмск) — Куссюнай (Ильинск) и Хонто — Найхоро (Горнозаводск). Особое значение имело строительство порта, которое началось в 1916 году и завершилось через 10 лет. Это была первая на Сахалине незамерзающая гавань. Отсюда уходили паромы на Вакканай.

В 1945 году юг Сахалина и Курильские острова вошли в состав СССР. На следующий год Хонто был переименован в Невельск в честь знаменитого мореплавателя адмирала Геннадия Невельского. Тогда же на имеющейся материально-технической базе были созданы Невельский морской рыбный порт (впоследствии — база тралового флота), судоремонтный завод и военный порт. Там дислоцировалось морское подразделение погранвойск.

Важным событием стала прокладка в 2008 году подводной волоконно-оптической линии связи Невельск — Исикари протяженностью 570 км. Это основной канал телекоммуникаций, связывающий Россию с Японией.
Порт Невельска имеет территорию 90 га и акваторию 2,3 кв. км. В гавани имеются 27 причалов общей протяженностью 2,9 км. Грузооборот составляет 1,5 млн тонн в год, включая 200 тыс. тонн нефтепродуктов. Пассажирооборот оценивается в 13 тыс. человек.

КАК ЯПОНЦЫ ОТСТРАИВАЛИ ХОЛМСК

Первыми европейцами, предпринявшими попытку изучения Татарского пролива, были французы, участники экспедиции Жан-Франсуа де Лаперуза. В 1787 году они нанесли на карту западный берег Сахалина от мыса Крильон до мыса Жонкьер. Первыми русскими моряками, прошедшим в 1853 году по Татарскому проливу по следам Лаперуза, стал экипаж шхуны «Восток» из эскадры прославленного адмирала Евфимия Путятина.
Новейшая история Холмска (Маука) началась 21 мая 1870 года, когда на берегу бухты Маука был основан русский военный пост.

Спустя 20 лет, в 1890 году, посетивший Сахалин Антон Чехов так описал поселение: «Тут, в Мауке, издавна производится добыча морской капусты, которую очень охотно покупают китайцы, и так как дело поставлено серьезно и уже дало хороший заработок многим русским и иностранцам, то это место очень популярно на Сахалине <…> Женщины же все каторжные и живут в качестве сожительниц. Детей нет, церкви нет, и скука, должно быть, страшная, особенно зимою, когда уходят с промыслов рабочие. Здешнее гражданское начальство состоит из одного лишь надзирателя, а военное — из ефрейтора и трех рядовых».

В период японской колонизации Маука существенно выросла. Здесь появились телеграф и телефон, железная и автомобильная дороги, водопровод, школа, коммерческое училище, больница, почтамт, спортклуб, баня, две гостиницы, три газеты, несколько ресторанов и культовых сооружений. Основой экономики были рыболовецкие предприятия, порт, кирпичный завод, маслозавод, пушная звероферма, бумажная фабрика и две электростанции.

В ходе советизации южного Сахалина Маука была переименована в Холмск. Он получил статус города областного подчинения и стал главной базой Западно-Сахалинского рыбтреста. В 1949 году в Холмск из Николаевска-на-Амуре переведено мореходное училище. В 1959 году в городе создано управление сейнерного флота.

Ключевым событием в жизни города и всего острова стало открытие в 1973 году морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Ванино — Холмск. Через 3 года, с выходом на линию пятого ледокольного парома типа «Сахалин», переправа достигла проектной мощности — 1 млн тонн грузов и 60 тыс. пассажиров в год. Кроме того, в 1993-2015 годах действовала грузовая паромная линия Холмск — Отару (Япония).

Холмский порт расположен на западном побережье Сахалина, в вершине незамерзающего залива Невельского. Навигация круглогодичная. Портовое хозяйство состоит из 27 причалов общей протяженностью 2,5 км. Грузооборот порта — 4 млн тонн в год (включая 100 тыс. тонн нефтепродуктов), пассажирооборот — 90 тыс. человек в год.

Основные грузы — каботажные, перевозимые на паромах. В состав порта входят обособленные терминалы в бухтах Правда и Яблочная. Предельные параметры судов, входящих в порт: осадка — 8 м, длина — 130 м, ширина — 22 м. Большую роль в развитии Холмской гавани и всего портового хозяйства Сахалина сыграл легендарный Тимофей Гуженко. Длительное время он занимал пост министра морского флота СССР. В 1950-е годы он руководил Холмским и Корсаковским портами, а затем Сахалинским морским пароходством.

ВЫМИРАЮЩИЙ ШАХТЕРСК

В 1857 году флотский лейтенант Николай Рудановский открыл на западе Сахалина, в междуречье Сортуная (Гончаровки) и Нояси, богатые залежи каменного угля — так называемые «Путятинские копи». В период японской колонизации Страна восходящего солнца, остро нуждавшаяся в энергоресурсах, резко активизировала добычу в этом угольном бассейне

Здесь появились несколько новых городов и поселков — Торо (Шахтерск), Эсуторо (Углегорск), Камиэсуторо (Краснополье), Китакодзава (Тельновское), Тайхэй (Ударное). Кроме того, были построены 6 угольных шахт производительностью 3 млн тонн угля в год, целлюлозно-бумажный комбинат, лесокомбинат, два рыбозавода и т.д.

В 1947 году в рамках советизации южного Сахалина Торо переименовали в Шахтерск. В 2017 году в связи с закрытием всех угольных шахт и существенным сокращением населения город Шахтерск снизил статус до поселка городского типа. Открытые угольные разрезы при этом остались

Порт Шахтерска расположен на берегу Татарского пролива в заливе Гаврилова. Основные сооружения гавани построены в 1933 году, знаменитый 26-метровый маяк на мысе Ламанон — в 1924 году. В 1951 году постановлением Советского правительства Шахтерск был открыт для захода иностранных судов. В 2000 году введен в эксплуатацию новый угольный причал. В 2010 году завершена реконструкция гидротехнических сооружений. Период навигации — с марта по декабрь включительно. Грузооборот — 2,5 млн тонн в год.

В гавани строится выносной причал длиной 1200 м. Это позволит уйти от рейдовой погрузки и обеспечить круглогодичный режим работы порта с использованием судов типа Panamax. Пока причал строится, используется плавучий терминал. С его помощью в 2021 году гавань установила российский рекорд по перевалке угля, загрузив 188 тыс. тонн угля в балкер длиной 300 м и шириной 50 м. 

О том, как развивалась добыча нефти и газа на Сахалине в советское время, читайте в материале ИА «Девон».


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: история, Транспорт, Сахалин, Япония

 

к следующей новости раздела

25 декабря 2022

Как и почему перед Новым годом ведут себя цены на моторное топливо

к предыдущей новости раздела

9 декабря 2022

Кто первым постучит в потолок цен на «черное золото»

к следующей новости главной ленты

12 декабря 2022

Какие нефтяные акции рекомендуют покупать аналитики

к предыдущей новости главной ленты

9 декабря 2022

Кто первым постучит в потолок цен на «черное золото»