В Татарстане школьников научили считать углеродный след
На базе Высшей школы нефти прошел финал экологического конкурса.
(19 ноября 2025 16:33 , ИА "Девон" )В Татарстане завершился очередной этап обучающего исследования «В поисках углеродного следа». Проект помогает школьникам освоить основы одной из профессий будущего — аналитике углеродного следа. Это совместный проект «Татнефти» и Всероссийского образовательного проекта «Образ будущего». Проект был запущен в восьми нефтяных районах республики, пишут «Нефтяные вести».
Специалисты, умеющие проводить расчеты углеродного следа, востребованы во всех отраслях экономики, подчёркивают в нефтекомпании. Ведь благодаря им люди могут осознанно подходить к своим действиям, а производства — планировать климатические проекты, снижающие выбросы парниковых газов.
Участники исследования с помощью специальных обучающих чемоданчиков проводят реальные расчеты выбросов парниковых газов. Они анализируют поведение вымышленных персонажей и выбирают наиболее экологичные решения. Каждый участник вместе с персонажем делает осознанный выбор, выполняя 20 расчетов углеродного следа.
В каждом чемоданчике есть набор интерактивных материалов. Это карточки с вопросами, поле для расчетов, фишки в форме «следов» и предметы, созданные из переработанных материалов. С помощью этого школьники могут увидеть, как использование вторичных ресурсов становится частью повседневной жизни.
Особенность чемоданчиков — в игровом подходе. За каждым набором стоит история с конкретной ситуацией, которую нужно проанализировать. Например, учащиеся сравнивают углеродный след разных видов транспорта. Также они решают, что сделать со старой одеждой и продумывают план школьной экоинициативы.
«Школьник, владеющий навыком расчета углеродного следа — это лучший пример ребенка, действительно увлекающегося экологией и способного принимать грамотные решения по защите окружающей среды», — подчеркивает руководитель Всероссийского образовательного проекта «Образ будущего», куратор проектов профориентации Молодежного совета нефтегазовой отрасли при Минэнерго России Айгюль ШАДРИНА.
Важно самим на реальных цифрах познакомиться с экологией как с наукой, считает она. Обучающиеся могут сделать расчеты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, сравнить различные варианты действий персонажей и освоить навык «быть экологичным». По мнению Шадриной, такое умение может стать основой для выбора профессии будущего — аналитика углеродного следа.
После исследования дети забирают чемоданчики домой. Они могут продолжать расчеты с родителями и друзьями, превращая экологию в часть повседневной жизни.
«Такие проекты помогают детям по-настоящему почувствовать себя частью большого мира, где каждый поступок имеет значение, — говорит директор Благотворительного фонда Татнефти Эльмира ГАЗИЗОВА. - Мы видим, как у них загораются глаза, как появляется желание действовать, нести идеи осознанного потребления домой и в школу».
«Компании важно поддерживать инициативы, которые формируют в детях ответственность и уважение к природе, - продолжает она. - Ведь именно они — поколение, которому предстоит строить будущее, где баланс между развитием и заботой об экологии станет нормой. И чемоданчики помогают сделать этот шаг».
За время проведения исследования в нем приняли участие порядка 6200 восьмиклассников и свыше 450 педагогов. Ими рассчитано свыше 243 тонн CO2-эквивалента. Осенний тур проекта прошел по восьми районам республики: Альметьевскому, Азнакаевскому, Лениногорскому, Черемшанскому, Бугульминскому, Сармановскому, Бавлинскому и Ютазинскому.
Тем временем, в Высшей школе нефти (Альметьевск) состоялась итоговая конференция «Школьникам тоже есть, что сказать об углеродном следе». Мероприятие стало завершающим этапом масштабного обучающего исследования «В поисках углеродного следа». Об этом Информагентство «Девон» узнало из сообщения пресс-службы ВШН.
На конференции участники представили лучшие исследовательские работы и практические решения по снижению углеродного следа. Проекты включали разработки по сокращению выбросов CO2 в быту; системы энергосбережения для учебных заведений и мониторинг экологического следа школьных учреждений.
Программа мероприятия включила не только защиту проектов, но и дискуссии с экспертами в области экологии. После конференции для гостей организовали экскурсию по современному учебному корпусу и кампусу Высшей школы нефти. Им показали лаборатории и исследовательское оборудование.
Прим. ИА «Девон»:
Кроме того, уже четвертый год «Татнефть» проводит в школах юго-востока республики экологический конкурс по популяризации раздельного сбора вторичных ресурсов. За это время учащиеся собрали порядка 35 тонн пластика и более 18 тысяч старых автошин. Цель проекта — выработать у детей привычку сортировать отходы, вовлечь в этот процесс их семьи, а также уменьшить количество свалок.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Образование, Татнефть экология, Татарстан, CO2, Экология

