Аналитики прогнозируют рост нетопливного бизнеса на АЗС
Этому способствует высокий спрос на кофе, низкая рентабельность продаж бензина и строительство платных трасс.
За последние годы АЗС стали полноценными участниками рынков ритейла и общественного питания. Ассортимент на автозаправочных комплексах становится все шире. Сегодня на них можно купить напитки, готовую еду, закуски... Здесь продают аксессуары и расходники для автомобилей.
В городах крупные АЗС уже становятся конкурентами магазинов у дома во многом благодаря тому, что работают круглосуточно. Те заправки, которые не предлагают дополнительные товары и сервисы, сильно проигрывают своим ближайшим конкурентам.
Самым продаваемым продуктом в категории еды и напитков на АЗС является кофе — на него приходится 61% продаж. По оценкам Infoline, совокупные продажи кофе на АЗС сегодня превышают 150 млрд руб. Благодаря высокому спросу автозаправочные комплексы работают почти как кофейни: расширяют линейки вкусов, добавляют сезонные напитки, акции и т. п.
На втором месте по популярности и количеству продаж на АЗС находится выпечка — 28% транзакций. Далее расположились закуски (снеки), сэндвичи, чай, хот-доги.
Для реализации еды и напитков АЗС, как правило, привлекают партнерские организации, но все чаще начинают развивать собственные торговые марки. Так, «Газпромнефть» с 2022 года развивает свои кафе Drive Café и бренд G-Drive. На начало 2025 года у компании насчитывалось 1549 автозаправочных станций. Кофемашины установлены на 1300 сервисных АЗС.
В 2024 году сеть открыла шесть новых кафе и установила 24 вендинговых аппарата в туристических локациях. Также «Газпромнефть» запустила автокафе с окном выдачи. По итогам 2024 года Drive Café продали 40,4 млн чашек кофе (рост на 500 тыс. ед. к предыдущему году).
По данным «Газпромнефти», в 2024 году доля продаж товаров под собственным брендом G-Drive в несетевом нетопливном сегменте достигла 38%.
ЛУКОЙЛ также развивает кафе под собственным брендом LukCafe. На начало 2025 года сеть насчитывала 2880 АЗС. За 2024 год валовая прибыль от реализации нетопливных товаров и услуг на АЗС ЛУКОЙЛа выросла на 18%.
При этом динамика оборота всей сети АЗС «ЛУКОЙЛ» ниже, чем динамика продаж нетопливных товаров в два раза. В LukCafe есть круглосуточные завтраки, расширенная зона посадки для посетителей, система самообслуживания для заказа и оплаты блюд.
В тройку лидеров сетей АЗС, развивающих точки питания в России, входят «Газпром нефть», «Роснефть» и «Татнефть». Все три развиваются, в том числе, по модели франчайзинга. При этом условия франшиз предполагают ежемесячный роялти, процент с каждого проданного литра топлива, а также дополнительный роялти в виде процента с продажи нетопливных товаров.
Прим. Информагентства «Девон»:
«Татнефть» развивает сетевые кафе и рестораны быстрого обслуживания для АЗС под брендом GreenLight Café. Также гастрономический бизнес «Татнефти» получил развитие в виде фудтраков, которые позволили выходить за рамки сети АЗС. Передвижные фургончики удобны при организации питания на массовых мероприятиях.
По оценкам аналитиков, в ближайшем будущем рынок АЗС ждет консолидация. Крупные автозаправочные комплексы продолжают скупать независимых игроков. Количество магазинов на АЗС будет продолжать расти.
Отрасль сталкивается с низкой рентабельностью топливного сегмента, нестабильностью наценок. Также государство жестко регламентирует конечную стоимость топлива.
В этих условиях компании будут реконструировать автозаправочные станции для расширения торговых залов и ассортимента продуктов, прогнозируют эксперты. Строительство новых платных дорог будет стимулировать открытие новых заправок, которые будут запускаться сразу с магазинами и точками питания.
ИА Девон: НАЗВАНЫ ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ НА АЗС В РФ.
Аналитик сравнил автозаправочные сети ЛУКОЙЛ, Роснефть, Татнефть, Газпромнефть и Teboil.
НАЗВАНЫ АЗС С ЛУЧШИМ ПРИДОРОЖНЫМ СЕРВИСОМ.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Татнефть АЗС, ЛУКОЙЛ АЗС, Газпром нефть

