Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Индия увеличит нефтепереработку к 2028 году

Страна намерена снизить зависимость от импорта нефтепродуктов.

(10 ноября 2025 18:48 , ИА "Девон" ) Индийские нефтеперерабатывающие заводы ищут альтернативы санкционному нефтесырью из России. Так, государственные НПЗ Hindustan Petroleum Corporation Ltd (HPCL) и Mangalore Refinery and Petrochemicals Ltd (MRPL) приобрели 5 млн баррелей нефти у США, ОАЭ и Ирака. Тем временем, 10 ноября в МИД РФ заявили, что Индия продолжает закупать российскую нефть.

О том, как эта страна намерена снижать зависимость от импорта моторного топлива - в аналитическом обзоре «Трансформация нефтегазохимического комплекса Индии», подготовленном АО «Татнефтехиминвест-холдинг». Информагентство «Девон» приводит некоторые моменты из этого материала.

БУРНЫЙ РОСТ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ.

В 2024-2025 гг. (здесь и далее финансовые годы, начинающиеся с апреля) в Индии произвели 283,8 млн тонн нефтепродуктов - более 118 млн тонн дизельного топлива и 48 млн тонн автомобильных бензинов. Кроме того, производятся нафта, масла и смазочные материалы, тёмные нефтепродукты (кокс, мазут, битум) и т.д.

Производство в основном ориентировано на внутренний рынок. За 2024-2025 годы потребление нефтепродуктов в Индии составило почти 239,2 млн тонн. Несмотря на статус крупнейшего импортёра нефти, Индия является нетто-экспортёром бензина и дизельного топлива, нафты и авиакеросина.

Местные НПЗ выигрывают от близкого географического доступа к крупным производителям сырой нефти на Ближнем Востоке, а также от высокого внутреннего спроса. Но республика пока не обеспечивает себя всеми видами нефтепродуктов.

В стране растёт спрос на смазочные материалы, дорожный битум и кальцинированный нефтяной кокс, которые пока обеспечиваются за счёт импорта. Рост обусловлен бурным развитием промышленности.

За последние 10 лет импорт нефтепродуктов ежегодно увеличивался в среднем на 9,6% в год. Экспорт сокращался в среднем на 0,2% в год из-за высокого внутреннего спроса на нефтепродукты (среднегодовой рост составил 3,9%).

ИНДИЯ – ЭКСПОРТЕР.

Индия импортировала 50,1 млн тонн нефтепродуктов, тогда как экспорт составил 65,1 млн тонн. Экспортировано 28 млн тонн дизтоплива, 15,8 млн тонн автобензинов и 8,6 млн тонн авиакеросина.

Основными поставщиками нефтепродуктов в 2024 году стали ОАЭ с долей 24% или 14 млн тонн, США (10 млн тонн) и Саудовская Аравия (7 млн тонн). Россия также является крупным поставщиком нефтепродуктов на индийский рынок.

В 2021 году, эта азиатская страна закупала у России 2,1 млн тонн нефтепродуктов. В 2022 году на фоне антироссийских санкций импорт составил 7,3 млн тонн. По итогам 2023 года этот показатель оценивался в 8,7 млн тонн, а 2024 года — в 5,1 млн тонн нефтепродуктов.

В 2023 году Индия была четвертым по величине экспортёром средних дистиллятов в мире и 6-м по величине экспортёром продуктов нефтепереработки. До 2022 года нефтепродукты экспортировались в основном в соседние страны Юго-Восточной Азии.

После запрета Евросоюза на импорт нефтепродуктов из России, основными импортёрами индийских нефтепродуктов стали страны Европы. В 2024 году доля стран Европы в индийском экспорте составила 31%. Другими крупными получателями нефтепродуктов являются страны Ближнего Востока и Африки. Индия также экспортирует нефтепродукты в США, особенно на Западное побережье.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ НПЗ.

Ранее индийское правительство заявило о планах расширения к 2030 году перерабатывающих мощностей в стране с текущих 258,1 млн тонн в год до 448,1 млн. За 2024-2025 годы на всех нефтеперерабатывающих заводах было переработано 267,3 млн тонн сырой нефти. За четыре финансовых года переработка выросла на 11%.

Сегодня на государственные компании приходится около 67% нефтеперерабатывающих мощностей в Индии, и этот показатель будет увеличиваться. Там работает 23 нефтеперерабатывающих завода. 18 из них находятся в государственной федеральной собственности и в собственности штатов, 3 — в частной собственности. Еще два — в совместной собственности.

Государственные компании Indian Oil Corp. Ltd (IOCL), Bharat Petroleum Corp. Ltd (BPCL) и Hindustan Petroleum Corp. Ltd (HPCL) контролируют более 60% мощностей. Причём более трети принадлежит IOCL.

Частные операторы Nayara Energy Ltd и Reliance Industries Ltd (RIL) постепенно расширяют свои мощности. RIL управляет двумя нефтеперерабатывающими заводами в Джамнагаре (штат Гуджарат). Они вместе образуют крупнейший в мире нефтеперерабатывающий комплекс мощностью свыше 68 млн тонн в год.

Наиболее крупные частные нефтеперерабатывающие заводы характеризуются высоким уровнем сложности. Например, нефтеперерабатывающий комплекс RIL имеет индекс Нельсона 21,1. НПЗ включает в себя установки жидкого каталитического крекинга и гидрокрекинга. Они позволяют перерабатывать относительно низкокачественную и тяжёлую нефть в высококачественные лёгкие продукты (например, бензин, авиационное топливо).

Небольшие нефтеперерабатывающие заводы, как правило, имеют возможности только атмосферной и вакуумной дистилляции. Они требуют переработки более лёгкого сырья с низким содержанием серы.

АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ.

До 2028 г. в Индии может быть запущено до 11 проектов по расширению и строительству НПЗ. Indian Oil Corp. планирует увеличить свои годовые мощности по переработке нефти с 80,75 млн тонн до 98,4 млн тонн к 2028 г. Крупнейший проект — завод компании в г.Панипате (штат Харьяна). Его мощность увеличится на 10 млн тонн. Запуск запланирован на конец 2026 г.

Bharat Petroleum планирует к 2028 году расширить свои мощности по переработке с 35,3 млн до 45 млн тонн в год. Компания нарастит производительность предприятия в г.Кочи в штате Керала с 15,5 млн до 18 млн тонн в год.

BPCL увеличит мощность завода в Мумбаи с 12 млн тонн в год до 16 млн тонн в год. Завод в г.Бине (штат Мадхья-Прадеш в центральной Индии) за три года расширят с 7,8 млн до 11,3 млн тонн в год.

Продолжается строительство нового нефтеперерабатывающего завода и нефтехимического комплекса в г.Пачпадре. Мощность предприятия в штате Раджастхан должна составить 9 млн тонн в год. Проект реализуется в рамках совместного предприятия Hindustan Petroleum Corp. Ltd (HPCL) и правительства Раджастхана. Там запущены важнейшие объекты инженерной инфраструктуры.

В сентябре 2025 года HPCL объявила о планах по расширению НПЗ в городе Мумбаи. В 2028 году там должна заработать интегрированная установка гидрокрекинга и каталитической депарафинизации. После обновления производство нефтепродуктов увеличится на 61%, с 475 тыс. тонн до 764 тыс. тонн в год.

В свою очередь, НПЗ Numaligarh Refinery Ltd (NRL) находится в процессе увеличения годовой мощности с трех до девяти млн тонн. Реализуется и менее масштабные проекты.

Несколько проектов находятся на ранней стадии разработки. Среди них - проект ONGC по строительству комплекса в штате Гуджарат. Также BPCL намерен построить производство в штате Андхра-Прадеш. В январе 2025 года министр нефти Индии дополнительно озвучил планы по созданию трёх нефтеперерабатывающих заводов мощностью 19,9 млн тонн в год каждый.

Инвестиции в нефтеперерабатывающие мощности и усложнение производства увеличит выпуск лёгких и средних дистиллятов. Хотя отрасль все больше ориентируется в сторону более тяжёлой и сернистой нефти.

Многие проекты по увеличению мощностей в Индии предполагают расширение мощностей по прямой перегонке. В дополнение к инвестициям в традиционные перерабатывающие мощности, предполагается увеличение производства низкосернистого дистиллятного мазута за счёт расширения установок гидрокрекинга и гидроочистки.

Кроме того, расширяется интеграция нефтехимии с существующим нефтеперерабатывающим производством.
В итоге общие мощности по гидрокрекингу могут превысить 10 млн тонн в год, а по гидроочистке дистиллятов — достичь 30 млн тонн в год.

Благодаря запуску новых установок жидкого каталитического крекинга (FCC) выпуск лёгких нефтепродуктов увеличится до 10 млн тонн в год. Это позволит увеличить выпуск нафты и усилить интеграцию с химическими мощностями.

Макроэкономические и социальные факторы будут способствовать росту спроса на авиатопливо, бензин, дизельное топливо и продукты нефтехимии. Однако ряд государственных экологических инициатив и рост популярности электромобилей могут замедлить рост спроса на бензин в ближайшие годы.

ИА «Девон»: ДОБЫЧА НЕФТИ В ИНДИИ ПАДАЕТ, ПОТРЕБЛЕНИЕ РАСТЕТ.
Страна рассчитывает на нефтегазовый потенциал шельфа (из исследования АО «Татнефтехиминвест-холдинг»).


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Индия, Татнефтехиминвест-холдинг, модернизация НПЗ, моторное топливо

 

к предыдущей новости раздела

6 ноября 2025

Добыча нефти в Индии падает, потребление растет

к следующей новости главной ленты

11 ноября 2025

Создана точная геомагнитная модель нефтяного региона Татарстана

к предыдущей новости главной ленты

10 ноября 2025

ЛУКОЙЛ расширяет нефтедобычу в Калининградской области