Рынок моторных топлив балансирует, несмотря на налоговый маневр и новые техрегламенты
В 2017 году в России будет переработано около 285 млн тонн нефти, а в в 2020 году — 271–278 млн тонн.
(27 октября 2017 13:05 , ИА "Девон" )Всего за несколько лет российский рынок моторного топлива кардинально изменился. Сегодня продуктовая линейка отвечает запросам потребителей. На порядок улучшилось качество бензина и дизеля. Большая часть продающегося топлива соответствует пятому экологическому классу. Добиться таких результатов удалось за счет модернизации нефтеперерабатывающих заводов, на которую вертикально-интегрированные нефтяные компании уже потратили десятки миллиардов долларов. И хотя средняя по рынку маржа нефтепереработки после большого налогового маневра значительно снизилась по сравнению с 2014 годом, тем не менее, ведущие компании продолжают инвестировать в обновление мощностей. Об этом пишет Евгений Третьяков в статье «Качественный скачок», опубликованной в «Сибирской нефти». Информ-Девон приводит этот материал с сокращениями.
КАК ИЗМЕНИЛСЯ РЫНОК ТОПЛИВ В РФ
Автомобильный бум, начавшийся в России с середины «нулевых», а также постоянное ужесточение экологических требований к автотранспорту и топливу поставили отечественную нефтепереработку перед необходимостью кардинальной перестройки продуктовой линейки и повышения качества продукции.
В свою очередь, правительство приняло соответствующие технические регламенты, устанавливающие требования к экологическим классам моторного топлива и сроки начала их действия, а также разработало меры налогового стимулирования нефтепереработки.
Всего за несколько лет большинство НПЗ были модернизированы. Если в 2011 году доля бензина 5-го класса составляла менее 1% от общего объема выпуска, то по итогам 2016 года она достигла 74%. Схожая картина и с дизельным топливом — в 2016 году около 62% произведенного дизеля соответствовало Евро-5.
Отечественная нефтепереработка полностью удовлетворяет спрос внутренних потребителей в современных моторных топливах класса Евро-5. Импортные продукты не требуются, напротив, экспортируется порядка половины производимого в стране дизтоплива и около 7% автобензина, отмечает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.
Большинство крупных НПЗ России уже к 2016 году перешли на выпуск дизельного топлива Евро-5, так как уже с 1 июля 2016 года в России была запрещена продажа топлива ниже пятого экологического класса. В 1-м полугодии 2017 года выпуск дизеля класса Евро-5 увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,5% и составил 31,8 млн тонн против 30,4 млн тонн в 2016 году.
По данным Thomson Reuters Kortes, выпуск топлив с более высоким содержанием серы снижается. Отдельные предприятия продолжают выпуск высокосернистого (содержание серы до 0,2%) дизельного топлива. Однако, в основном все произведенные объемы уходят зарубежным потребителям или используются в качестве судовых топлив.
В целом за 6 месяцев 2017 года на российских НПЗ было произведено 38 млн тонн ДТ, при этом потребление топлива внутри страны составило 15,1 млн тонн. Экспорт составил 22,7 млн тонн, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Даже при увеличении экспортных отгрузок на рынке РФ сохраняется существенный запас продукта», — отмечают в Thomson Reuters Kortes.
Эксперты компании отмечают, что рынок автомобильного бензина по результатам первого полугодия также сбалансирован. Если сравнивать с прошлым годом, и спрос, и предложение сократились на 4,6%. При этом отгрузки на внутренний рынок снизились на 1,6% за счет существенного сокращения экспортных отгрузок (на 23,5%).
Производители топлива подстраиваются под запросы рынка. Можно отметить почти двукратный рост производства бензина с октановым числом 95–98 (с 5,9 млн тонн в 2010 году до 12 млн тонн в 2016-м) и увеличение выпуска арктического дизеля (с 0,9 млн тонн в 2010 году до 1,36 млн тонн в 2016 году).
Практически каждый крупный розничный оператор имеет в своем ассортименте не только все марки автобензина и дизтоплива, но и их брендированные модификации. Это позволяет удовлетворить практически все запросы потребителей, но производители не останавливаются на достигнутом, считает Былкин. В 2017 году появилось новейшее топливо — автобензин АИ-100. Например, на АЗС «Газпромнефть» в Новосибирске в сентябре начали продавать бензин G-Drive 100.
По итогам 2017 года объем нефтепереработки в России составит около 285 млн тонн, ожидают в Министерстве энергетики. «По сравнению с прошлым годом мы примерно находимся на том же уровне переработки, это примерно 285 миллионов по году, которые мы получим, плюс-минус до 2%», — сообщил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов на Тюменском нефтегазовом форуме.
По прогнозу министерства, уровень переработки будет стабильным и в 2018 году может составить 275–278 млн тонн, в 2019 году — 273–278 млн тонн, в 2020 году — 271–278 млн тонн.
НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР
Для сегмента нефтепереработки важны не только внешние условия и динамика внутреннего спроса. Большое влияние оказывают внутренние регуляторные изменения, а также фискальная политика правительства.
До недавнего времени в России действовала система налогообложения с дифференциацией таможенных пошлин. Она была разработана для стимулирования нефтепереработки к выпуску моторных топлив для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, напоминает Былкин.
Последние годы правительство изменило правила игры и начало реализацию «налогового маневра». Он предполагает снижение экспортных пошлин на нефть и пошлины на нефтепродукты и дифференциала между ними.
Сокращение таможенной пошлины на нефтепродукты приводит к росту их стоимости на внутреннем рынке, так как ценообразование происходит по экспортному паритету. Уменьшение дифференциала между ставками пошлин снижает субсидирование нефтепереработки, что является целевой задачей проводимых реформ.
Помимо снижения экспортных пошлин, на рост внутренних цен влияет также повышение акцизов. За последние два года доля налогов (акцизов и НДС) в стоимости автобензина возросла на 4 руб./л - до 13,1 руб./л. Такой резкий рост акцизов в условиях сдерживания розничных цен на моторное топливо привел к снижению маржи нефтепереработчиков.
По данным Thomson Reuters Kortes, средневзвешенная маржа российской переработки нефти (по объему для 29 крупнейших НПЗ) по сравнению с 7 месяцами прошлого года увеличилась на 15%. Однако стоит учитывать, что до этого она снижалась на 12% в 2015 г. и на 24% в 2016-м.
Аналитики указывают, что снижение маржи связано как с падением цен на нефть и нефтепродукты, так и с изменением в налогообложении отрасли.
Сейчас правительство рассматривает возможность дополнительного повышения акцизов на бензин и дизель на 50 копеек к 1 января и еще на столько же к 1 июля 2018 года.
При увеличении акцизов, с учетом «таргетирования» роста розничных цен на основе уровня инфляции и при сохранении цен на нефть на уровне $50–60 за баррель, не стоит ожидать роста маржинальности в следующем году, считают в Thomson Reuters Kortes.
НИЗКАЯ МАРЖИНАЬНОСТЬ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
Нефтяные компании вынуждены подстраиваться под новые реалии низкой маржинальности сегмента переработки.
«Государство последовательно снижает так называемую субсидию нефтепереработки, и в этой ситуации было принято очень правильное решение не загружать производство по максимуму любой ценой, а оптимизировать на приемлемом уровне маржу переработки, пусть даже иногда за счет снижения объемов. То есть это было экономически оправданное решение», заявил глава дирекции экономики и корпоративного планирования «Газпром нефти» Алексей Урусов.
Текущая фискальная политика наименее выгодна независимым НПЗ и сетям АЗС, поскольку у них нет возможности компенсировать выпадающие расходы. Из-за нового повышения акцизов в первую очередь пострадают независимые АЗС.
При этом спрос на моторное топливо в среднесрочной перспективе заметно увеличиваться не будет, но объемы его выпуска возрастут. Это приведет к профициту на внутреннем рынке, следствием чего станет повышение конкуренции между производителями и снижение маржинальности бизнеса по сбыту нефтепродуктов, особенно в розничном сегменте.
«В таких условиях необходимо сделать особенный акцент на повышении операционной эффективности АЗС. В противном случае отдельные заправки и даже целые розничные сети могут оказаться за гранью рентабельности», — считает старший консультант Vygon Consulting.
Несмотря на общее падение рынка, некоторые компании все-таки показывают небольшой рост. Так, в 2016 году розничные продажи дизеля на АЗС «Газпром нефть» подросли на 1,2%, бензинов - почти на 3%. В первом полугодии 2017 года рост реализации топлива составил 8% при падении удельных операционных расходов на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такие результаты стали возможными благодаря переводу части станций в плотной городской застройке в автоматический режим, развитию нетопливного бизнеса, внедрению партнерских моделей управления станциями и использованию цифровых инструментов взаимодействия с клиентами.
Продолжается и модернизация перерабатывающих мощностей. Так, в рамках второго этапа модернизации на Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» возводится три новых комплекса: первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, глубокой переработки нефти и комплекс замедленного коксования.
На Московском НПЗ строится комбинированная установка переработки нефти. Оба завода досрочно перешли на выпуск топлив Евро-5, следующая задача — увеличение глубины переработки нефти и повышение показателя выхода светлой продукции.
Общий объем инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих производств «Газпром нефти» составит несколько сот миллиардов рублей. В условиях, когда компании вкладывают столь внушительные средства в модернизацию своих предприятий, для них крайне важны регуляторная стабильность и неизменность фискальных условий. Пока правила игры меняются раз в несколько лет. И каким будет следующий маневр, как он отразится на отрасли, аналитики предсказать не берутся.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: евро-5, бензин автомобильный, дизтопливо, модернизация НПЗ, Налоговый маневр, Газпром нефть, Налог