Ikon Tyres замещает финское наследие в Ленобласти
И подстраивается под новые реалии мирового шинного рынка.
(13 октября 2025 20:19 , ИА "Девон" ) Шинный завод Ikon Tyres («Айкон Тайерс») во Всеволожске (Ленобласть), два года назад вошедший в Группу «Татнефть», подвел промежуточные итоги преобразований. Об этом говорится в статье издания «Колеса.Ру». Информагентство «Девон» приводит этот материал с сокращениями.ПЕРЕСТРОЙКА ЛОГИСТИКИ.
Санкции против РФ изменили логистические цепочки шинных предприятий. Некоторым видам сырья пришлось найти доступную альтернативу в других регионах. Но в целом именно с точки зрения производства корректировки минимальны. Они связаны исключительно с расширением модельного ряда. Это как раз то, что за эти два года изменилось разительно.
Главные перемены касаются бизнес-стратегии и глобального позиционирования Ikon Tyres в отрасли. Это обусловлено вхождением в шинное бизнес-направление «Татнефти», включающее также Tengri Tyres (бренд Attar) в городе Сарань (Казахстан) и резинотехнический завод Birinchi Rezinotexnika Zavodi (бренд Bars) в узбекистанского городе Ангрен.
На площадке во Всеволожске теперь располагается не только завод, но и центральный офис новой структуры. В свою очередь, Андрей ПАНТЮХОВ уже не просто генеральный директор Ikon Tyres, но еще и руководитель всего шинного дивизиона «Татнефти».
Совокупная мощность всех трех заводов составляет примерно 23 миллиона шин в год, а работают на них более 3,5 тысяч сотрудников. Выпускаемая линейка состоит из более чем 1200 типоразмеров легковых, легкогрузовых и грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Узбекистанское предприятие активно сотрудничает с локальным автопромом и «обувает» в свою продукцию несколько моделей Chevrolet, собираемых на UzAuto Motors.
Ikon Tyres и сама уже начала постепенно отходить от имплементированной прежним владельцем многолетней практики. Шины с этим логотипом сейчас поступают на первичную комплектацию автомобилей «Москвич». Ведутся переговоры о возможных поставках еще с несколькими автобрендами.
Но, как правило, это пока не очень массовые истории. «Айкон Тайерс» устанавливают только на дорогие модификации и модели в не очень больших объемах. Конкурировать с другими производителями в массовых сегментах компания не планирует.
С точки зрения производства на заводе Ikon Tyres ничего принципиально не изменилось. Его номинальная мощность по-прежнему составляет 17 миллионов легковых и легкогрузовых шин.
Во многом это связано с тем, что предприятие лишилось поставок на экспорт. До 2022 года (при прежнем владельце, финской Nokian Tyres – прим. ИА «Девон) порядка двух третей всех изготовленных здесь шин отправляли в четыре десятка стран. Теперь этих поставок нет. Поэтому комплекс вынужден планировать производство, исходя из потребностей внутреннего рынка.
Тем не менее, «Айкон Тайерс» собирается развивать внешнюю торговлю. Но есть определенные ограничения. Во-первых, санкционные, не позволяющие продавать шины в страны Европы и на многие наиболее богатые рынки других стран. Во-вторых, контрактные: все финское наследие также под запретом экспорта.
СОБСТВЕННЫЕ ШИНЫ.
Чтобы создавать собственную продукцию, был создан отдел развития продукта (R&D департамент). Раньше эта деятельность была полностью сосредоточена в штаб-квартире финского концерна. Всего за 20 лет завод выпустил более 150 моделей шин. Их производили исключительно для экспортных рынков. Заместить такой ассортимент работа непростая.
В 2024 году появились 32 новых типоразмера. В основном это были шины для китайских машин, которые стали доминировать на российском рынке новых автомобилей. Ставка была сделана на зимние шины, поскольку летними машины оснащены с конвейера. В 2025 году, когда общее количество новых артикулов, выпущенных на рынок, уже достигло 270.
В 2025 году Ikon Tyres приступил к выпуску шин диаметром 22 дюйма. До этого максимальными по размеру были 21-дюймовые. Первыми в серию пошли один типоразмер летних шин Ikon Autograph Ultra 2 SUV и по девять типоразмеров зимних новинок Ikon Autograph Ice 10 SUV и Ikon Autograph Snow 5 SUV.
Для этого была разработана и внедрена новая оснастка на сборочных машинах и прессах-вулканизаторах. Соответствующим образом была доработана резиновая смесь. У больших шин в силу возникающих нагрузок она отличается от смеси для маленьких шин.
R&D ДЕПАРТАМЕНТ.
Все это стало возможно благодаря построенному с нуля R&D департаменту. В «Айкон Тайерс» не скрывают: ей удалось воспользоваться ресурсами, которые существовали на заводах иностранных шинных брендов, ушедших из России. Костяк созданного коллектива отдела развития продукта – это специалисты, проработавшие в течение длительного периода на российских заводах международных компаний.
Кроме того, профессионалов приглашают из других стран. Например, отдел разработки возглавляет выходец из Турции, имеющий 40-летний опыт разработки шин. В том числе, на предприятиях Bridgestone.
Сейчас отдел имеет в своем составе порядка 60 сотрудников, набор персонала продолжается. Его состав в ближайшее время как минимум удвоится из-за масштабных планов.
Значительные средства были инвестированы и в оснащение лаборатории. Для тестирования материалов, сырья, смесей и прочих нужд было закуплено самое современное оборудование.
Если обычно разработка новой шины занимает четыре-пять лет, у дочки «Татнефти» на создание Ikon Autograph Snow 5 и Ikon Autograph Ice 10 ушло всего два года.
В этом году благодаря запуску названных выше новинок Ikon Tyres восстановил исторический статус-кво (подробнее – в публикации ИА «Девон»). За долгие годы деятельности сложилась такая практика, что в премиальном сегменте производитель предлагает по две линейки шин для легковых машин и кроссоверов.
Одна из них – флагманская, новая. Это один из самых дорогих продуктов на рынке. Вторая линейка – предыдущее поколение, не утратившее свою актуальность и продолжающее демонстрировать хорошие результаты продаж. В шипованных шинах это Ikon Autograph Ice 10 и Ikon Autograph Ice 9 соответственно.
Точно так же во фрикционных шинах: Ikon Autograph Snow 5 – это новая разработка, флагманская. Вторая линейка - Ikon Autograph Snow 3. Это предыдущее поколение, которое все еще пользуется спросом. Отгрузка продавцам новых Ikon Autograph Ice 10 и Ikon Autograph Snow 5 началась летом.
«Информ-Девон»: IKON TYRES ГОТОВ НАРАСТИТЬ ВЫПУСК ШИН.
В компании надеются на восстановление в РФ продаж новых машин.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Ikon tyres, автошины, Узбекистан

