Архив новостей

Октябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Оценена зависимость РФ от импорта катализаторов

В нефтепереработке ситуация лучше, чем в химпроме.

(22 июля 2024 07:04 , ИА "Девон" )
В июле стало известно, что Иран поставил в Россию катализаторы для нефтепереработки. Одновременно некоторые российские компании сообщили о разработке новых отечественных альтернатив импорту.

На этом фоне власти заявляют, что Россия скоро полностью обеспечит себя собственными катализаторами, а затем начнет экспортировать их. О том, как в действительности обстоят дела, рассказывается в статье на портале Mashnews. ИА «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

КОГДА РФ НАЧНЕТ ЭКСПОРТ КАТАЛИЗАТОРОВ.

Последние 20 лет Россия почти полностью зависела от зарубежных поставок катализаторов. Их разработка и внедрение требуют полного инновационного цикла. Нужна система - от научных исследований и разработок, которые должны масштабироваться в отраслевых институтах, до промышленного выпуска.

В мае 2022 года поставки в РФ катализаторов для нефтепереработки и химпрома попали под санкции Запада. Из-за этого возникли сложности с импортом. Это заставило Россию активизировать работу по импортозамещению.

Все это время российские компании продолжали разрабатывать отечественные альтернативы импортным катализаторам. Работа ведется и сейчас. Так, в июле «Роснефть» сообщила о создании нового поколения катализаторов гидроочистки бензиновых фракций. Первая партия уже поставлена на «Башнефть-УНПЗ» (Уфимский нефтеперерабатывающий завод – прим. Информ-Девон).

Тем не менее, пока собственных катализаторов РФ не хватает, и она продолжает их импортировать. С марта 2023 года Иран поставил в РФ более 500 тонн катализаторов для нефтепереработки. Об этом заявил глава иранской National Petrochemical Company Мортеза ШАХМИРЗАИ.

Для России особенно важны катализаторы для нефтепереработки. На начало 2022 г. общее годовое потребление катализаторов в РФ достигло 20 тыс. тонн. Причем зависимость от импорта составляла 70-80%, а по отдельным категориям - до 100%.

Спрос на наиболее востребованные виды катализаторов (для каткрекинга, гидрокрекинга и гидроочистки) на тот момент составлял 18 тыс. тонн. Причем 12-12,5 тыс. тонн приходилось на каталитический крекинг.

В апреле 2024 года тогдашний глава Минпромторга Денис МАНТУРОВ заявлял, что Россия уже на 70% обеспечивает собственные потребности в катализаторах для нефтепереработки.

«При этом есть позиции, освоение которых еще предстоит, - сказал министр. -Это катализаторы гидрокрекинга, риформинга с непрерывной регенерацией и платиновые катализаторы для гидроочистки дизельного топлива. Потребности в них составляют 1200 тонн в год».

Он добавил, что к 2026 году РФ не только на 100% закроет собственные потребности, но и начнет экспорт катализаторов. В России производство катализаторов за январь - май 2024 года составило 8,96 тыс. тонн. Этот показатель оценивается примерно на уровне 21,5 тыс. тонн в год.

Катализаторы ускоряют такие процессы, как каталитический крекинг, гидрообессеривание, гидрокрекинг, гидродеароматизацию и риформинг. Наиболее востребованы катализаторы каткрекинга, гидроочистки и гидрокрекинга.

Катализаторы состоят из глиняной основы, пропитанной растворами солей металлов, и выглядят как гранулы. Чаще всего катализаторы содержат платину, палладий и родий. Также встречаются катализаторы на основе золота, серебра, висмута, кобальта, никеля, ванадия, хрома и алюминия.

ПРОРЫВ В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ.

Программа импортозамещения оказала прорывное влияние на развитие российских производств катализаторов, указывает гендиректор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» (НААНС-Медиа) Тамара САФОНОВА.

Импортозамещение катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии в целом идет успешно, считает эксперт. Их уже производят на базе нескольких российских предприятий.

Так, ООО «Газпром нефть-каталитические системы» анонсировало запуск производства катализаторов крекинга мощностью 15 тыс. тонн в год. Компания планирует выпускать 2 тыс. тонн катализаторов гидрокрекинга в год и 4 тыс. тонн –гидроочистки. Это позволит закрыть потребности внутреннего рынка.

Помимо этого, производит данную продукцию и «Роснефть». Так, мощность Ангарского завода катализаторов и органического синтеза составляет 600 тонн катализаторов риформинга и изомеризации бензина в год). На предприятии «РН-кат» могут выпускать до 4000 тонн катализаторов гидроочистки. А годовая мощность установки по регенерации катализаторов на Новокуйбышевском заводе оценивается в 4000 тонн.

Кроме того, производителями катализаторов в России являются «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов». Он выпускает компонент катализатора для жидкостного каткрекинга (FCC) и гидрокрекинга, микросферические катализаторы каталитического крекинга. Есть также Салаватский катализаторный завод.

Новые заводы, при условии их выхода на полную мощность, могут закрыть потребности российского рынка и обеспечить экспортные поставки.

ЧТО В ХИМПРОМЕ?

Химическая промышленность также напрямую зависит от катализаторов. Сегодня более экологичные и ресурсосберегающие каталитические процессы повсеместно пришли на смену обычным.

«В настоящее время удалось улучшить ситуацию с производством отечественных катализаторов для моторных топлив, - рассказали в ГК «Титан». - Но, например, катализаторы гидрирования ацетона, применяющиеся при производстве высококачественного изопропилового спирта, мы продолжаем импортировать».

До введения санкций эти катализаторы импортировались из стран Запада. После - из Китая, Индии и других стран Востока.

Изопропиловый спирт широко используется в медицине как основной компонент дезинфицирующих средств. В результате использования катализатора его качество становится существенно выше, а именно чистота является главным критерием для потребителей.

«Кроме того, на рынке широко представлен ацетон, - говорят в ГК «Титан». - При помощи катализаторов из него можно производить более ценные продукты. И тогда ацетон становится высокомаржинальным сырьем».

Отечественная технология производства катализаторов для гидрирования ацетона уже создана Институтом катализа им. Г.К. Борескова СО РАН.

Российский вариант не уступает зарубежным аналогам по объему выхода, селективности превращения ацетона в спирт и чистоте конечного продукта. Разработка заняла порядка трех лет. Сейчас она проходит опытно-промышленные испытания.

Но первую опытную партию катализаторов гидрирования ацетона планируется выпустить лишь в 2026 году. В перспективе отечественная технология может позволить не только полностью отказаться от импорта, но и начать экспортные поставки.

В настоящее время в «Титане» создают ряд отечественных катализаторов для производства изопропилбензола, фенола и ацетона, изопропилового спирта, полиэтилентерефталата (ПЭТФ).

Ранее Информагентство «Девон» приводило интервью генерального директора инжиниринговой компании "ТопТех" Алексея ПОЛЯКОВА. По его словам, ситуация на российском рынке катализаторов нефтепереработки выглядит оптимистично, в отличие от газохимии.

Сегодня из-за рубежа завозятся наиболее высокотехнологичные и дорогостоящие катализаторы для глубокой нефтепереработки и нефтехимии.

Это катализаторы депарафинизации, каталитического риформинга с непрерывной регенерацией и гидроочистки бензина каталитического крекинга. Производить их в РФ нерентабельно из-за слишком маленького рынка.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: катализатор, импортозамещение, Иран, Роснефть НПЗ, Башнефть НПЗ, Каткрекинг, Гидроочистка, Гидрокрекинг, Газпром нефть, Титан ГК

 

к следующей новости раздела

22 июля 2024

В Санкт-Петербурге обсудят модернизацию даунстрима в новых реалиях

к предыдущей новости раздела

18 июля 2024

Биополимеры предложили делать из рыбных отходов

к следующей новости главной ленты

22 июля 2024

Окна возможностей в вертикали образования

к предыдущей новости главной ленты

22 июля 2024

ЛУКОЙЛ построит крупные АЗК в Тверской области