Проиграли на деривативах: малые нефтекомпании Фоата Комарова должны Сберу 1,5 млрд рублей
«СМП-Нефтегаз» и «Трансойл» пострадали от скачков цен на нефть.
(
8 мая 2023 07:05 , ИА "Девон" )
Совладелец татарстанской группы компаний «СМП» Фоат КОМАРОВ проиграл арбитражный спор со Сбербанком по поводу опционной сделки. Арбитражный суд Татарстана решил взыскать с АО «СМП-Нефтегаз» в пользу Сбера 1 млрд 152 млн рублей убытков и 200 тыс. возмещения расходов на уплату госпошлины. Об этом пишет
«Бизнес Онлайн».
Кроме того, ООО «Трансойл» должно выплатить банку 283 млн рублей и 200 тыс. госпошлины. В общей сложности компании должны финансовой организации почти 1,5 млрд рублей. Решения могут быть обжалованы в апелляционной инстанции.
В середине 2021 года нефтяные компании, входящие в группу «СМП», заключили со Сбером сделки расчетного товарного опциона на нефть (сделки call и put). Согласно договору, если цена нефти Brent поднимается выше закрепленного в опционе значения, то нефтяники должны выплатить разницу банку. В обратной ситуации уже банк платит компании.
Особенность дериватива (производного финансового инструмента) в том, что сделка с определенными в ней ценами на нефть действует один месяц. После того как закрывается одна сделка, открывается следующая. С июня 2021 года по февраль 2022 года «СМП-Нефтегаз» успел заключить 9 пар сделок, а «Трансойл» - лишь одну. За этот период нефтяные компании выплатили банку 53 млн рублей, а Сбер перечислил им 44 млн рублей.
Сделки должны были подстраховать нефтяников от падения цен на энергоносители. Однако с началом украинского кризиса в начале 2022 года нефтяные котировки подскочили. В октябре и ноябре компании Комарова попытались расторгнуть ставшие им невыгодными сделки через суд.
В марте 2023 года Сбербанк подал иск к компаниям группы «СМП» с требованием вернуть 1,4 млн рублей неустойки по двум кредитным линиям за нарушения обязательств, допущенные с 1 июля по 30 сентября 2022 года.
«Если цены на Brent и Urals меняются параллельно, то сделка работает нормально, — говорит доктор экономических наук, профессор Казанского федерального университета Игорь КОХ. - Но в феврале – марте 2022 года мировые цены на Brent резко выросли и ушли за верхний предел, предусмотренный опционами. Нефтяники попали в вилку. С одной стороны, выручка снизилась, но при этом они должны были еще и банку заплатить».
За последние 20–30 лет расхождение в стоимости российской нефти Urals и эталонного сорта Вrent составляло не более 5%. «Юралс» обычно стоил на $2–3 дешевле Вrent, к чему привыкли участники рынка. Сбербанк не мог прогнозировать, что западное эмбарго на поставки российской нефти отменит ценовую привязку Brent к Urals.
«Сейчас просто не с чего платить, - заявляла в суде член совета директоров СМП-Нефтегаз Юлия ИШМУРАТОВА. - Мы не можем влиять на цену, мы не тот продавец на рынке, чтобы диктовать цену. У нас более чем на 70% цена отличается. Мы не понимаем, с каких сверхдоходов должны возвращать эту дельту. У нас убытки, как у всех малых нефтяных компаний!»
Представитель Сбера заявил, что уже со второго месяца сотрудничества, когда цены на нефть начали расти, банк шел навстречу нефтяникам. Сбер увеличивал верхние барьерные коридоры, что позволяло «СМП-Нефтегазу» какое-то время не платить.
„СМП-Нефтегаз“, вместо того, чтобы заплатить по дельте, отказался и ушел в дефолт. У нас прекратились сделки», — рассказал юрист Сбербанка в арбитраже.
Представители ответчика же заявляют, что сразу обратились в суд, когда поняли, что их ввели в «заблуждение». Предприятие лишь в начале марта узнало, что в случае прекращения договора будет взыскана ликвидационная сумма в 4,3 млрд рублей. Нефтяники называют это штрафной неустойкой. Сбербанк настаивает, что это «договорный долг».
Нефтекомпания также строит свою позицию на том, что не является квалифицированным инвестором на рынке. Однако таковыми признают юрлица с активами более 700 млн рублей. Активы «СМП-Нефтегаза» оцениваются в 14 млрд руб. Эксперты отмечают, что в таком случае ответчики не могут заявлять о своей неопытности на финансовом рынке.
В Сбере считают, что хеджирование рисков — это отдельная услуга банка, которую их бывшие партнеры не покупали. Нефтяники же уверены, что хеджирование рисков — неотъемлемая часть и цель сделки. В свою очередь, финансовое консультирование — необходимая деятельность любого банка.
АО «СМП-Нефтегаз» было создано в 1998 году в Альметьевске. Советник гендиректора «СМП-Нефтегаз» Экс-депутат Госдумы РФ Фоат Комаров владеет более 10,4% акций компаний, а его супруга Альфира Комарова – более 14,8%. Еще 50% у АО «СМП». Остальными акционерами нефтекомпании являются гендиректор «Сетевой компании» Ильшат ФАРДИЕВ, гендиректор ОАО «Шешмаойл» Рустем ТАХАУТДИНОВ, Кадрия Галеева, Светлана ГАЛЛЯМОВА.
АО «СМП» предоставляет в аренду помещения и технику юрлицам. Более 33% акций фирмы принадлежит Комарову. Его супруга управляет порядка 36,4% акций их сына Рияза Комарова (он является гендиректором СМП). Среди других акционеров - Рустем Тахаутдинов и Ренат МУСЛИМОВ.
ООО «Трансойл» зарегистрировано в 1999 году в Заинске. Добывает нефть в Новошешминском и Нижнекамском районах Татарстана. Учредителями предприятия выступают экс-депутат Госдумы РФ Фоат Комаров (92,5%), его сыновья Рауф и Рамиль, а также «СМП-Нефтегаз». Выручка компании в 2021 году составила 4,2 млрд рублей, чистая прибыль — 706,2 млн руб.
Комментарий Информагентства «Девон»:
«СМП-Нефтегаз» также почти 20 лет на свои средства строила отрезок трассы от Алексеевска до Альметьевска в Татарстане. Она должна стать частью платной автодороги Шали – Бавлы и транспортного коридора Европа – Западный Китай. Всего в дорогу успели вложить 20 млрд рублей. Однако в мае 2022 года Миндортранс РТ отстранил «СМП-Нефтегаз» от строительства. Официальный предлог: – что компания не справится с проектом.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: деньги, суды, Цена на нефть