Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как дать вторую жизнь стертым автошинам

Какая авторезина подлежит восстановлению, донарезать или наварить протектор, где баланс между ценой и безопасностью… 

(22 июля 2025 09:05 , ИА "Девон" )
Анвар МАЛИКОВ

На фоне стремления социально ответственного бизнеса следовать принципам цикличной (безотходной) экономики с целью минимизировать техногенное влияние на окружающую среду интерес представляет, в числе прочих, возможность восстановления шин. Об этом – в обзоре Информагентства «Девон».

В соответствии с требованиями ПДД и Техрегламента ТР ТС 018/2011 возможно использовать любые шины, соответствующие следующим требованиям:
- остаточная глубина рисунка протектора не менее 1.6 мм (для легковых авто);
- отсутствие повреждений: порезов, разрывов, расслоений каркаса, отслоений протектора и боковины, видимого корда;
- отсутствие шин с разным рисунком протектора на одной оси.

Восстановлением шин заниматься необходимо. Основной плюс - это значительная экономия средств по сравнению с покупкой новых шин. Кроме того, восстановленные шины помогают сократить количество отходов и сохранять природные ресурсы. Восстановленные шины обладают практически такими же эксплуатационными характеристиками, как и новые, при этом стоимость их ниже. 
Однако, восстановление шин необходимо проводить по специальным технологиям в специализированных организациях, но не у гаражных умельцев. Те, кто постарше, помнят, как в советские времена тотального дефицита на обочинах валялись разгромленные в лохмотья покрышки – печальные последствия обращения в такие кустарные мастерские.   

Сегодня, когда снова наметился рост спроса на эти услуги, специалисты предостерегают от такой сомнительной экономии. Тяжелая авария обойдется намного дороже, и не только для кошелька. Дело в том, что у «гаражников» нет дорогостоящего диагностического и другого критически важного оборудования. Качество и безопасность могут гарантировать только специализированные предприятия. 

Показательная статистика: доля использования восстановленных грузовых шин в общем объеме шинного рынка России не превышает 3%, а в рачительных, ресурсосберегающих Европе и США - 30-40%. Это может говорить лишь о том, что в нашей стране нет достоверной статистики из-за «серого» рынка таких услуг. И в самом деле, в РФ с её огромными пространствами официально занимаются этим лишь около полусотни предприятий. 

«RETREAD» ЗНАЧИТ «ВОССТАНОВЛЕННАЯ»

Как отличить их продукцию от вышедшей из небольших частных мастерских?
Хотя эта деятельность не лицензируется, но на выходе должна появиться маркировка на боковине шины. При фирменном восстановлении в англоязычных странах и России – «Retread», в Германии – «Regummerad», в США – «Remould». 

А согласно техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» предписывается сертифицировать восстановленные пневматические шины. Они, помимо маркировки, должны иметь четко проставленный международный знак, состоящий из круга, в нем по порядку - буква «E», отличительный номер страны и номер официального утверждения.

Маркировка должна также содержать информацию о производителе, дате восстановления, а также индексе нагрузки и скорости. 

Мало того, в 2023 году в Правила дорожного движения внесено дополнение в перечень неисправностей: теперь запрещается эксплуатация транспортных средств с восстановленными шинами, у которых нет вышеназванного международного знака.

КТО ДАЕТ ГАРАНТИЮ?

Всем таким предприятиям предписаны строгие государственные требования по экологии и безопасности. 

Восстановление протектора – это сложный технологический процесс. Чтобы шина оставалась надежной, необходимо строго соблюдать требования к её каркасу и технологию процесса.

Правила ЕЭК ООН № 109 (Единообразные предписания по официальному утверждению производства пневматических шин с восстановленным протектором) устанавливают строгие требования к каркасам. По ним каркас должен:
- соответствовать типу шины, для которой он предназначен (например, грузовая, автобусная);
- не иметь видимых повреждений (порезы, проколы, расслоения, деформации, следы перегрева или химического воздействия);
- соответствовать требованиям по индексу нагрузки и скорости, указанным на боковине шины;
- быть тщательно проверен на скрытые дефекты, такие как расслоения корда, с помощью неразрушающего контроля с применением ширографа (с его помощью проверяется внутренняя часть покрышки)
Как раз ширографа у большинства восстановительных предприятий в РФ нет.

Кроме того, серьезные предприятия вводят и собственные ограничения. Например, восстанавливаемые каркасы должны иметь:
- возраст не старше 6 лет,
- идентифицируемый номер каркаса,
- остаточную величину протектора не менее 1-2 мм,
- целостность проволочного сердечника борта,
- отсутствие порезов на боковине и многочисленных проколов на беговой части.

НАРЕЗАТЬ ИЛИ НАВАРИТЬ?

Какие есть основные способы восстановления шин? Это донарезка (регрувинг) и наварка протектора. 

Нарезка – когда реконструируется или производится заново рисунок протектора за счет имеющегося дополнительного слоя резины (до 4 мм). В СССР так продляли жизнь и легковым шинам.

Углублять таким образом протектор можно только у шин с маркировкой «Regroovable», указывающей на наличие того самого дополнительного слоя.
Этот метод самый недорогой – потратив всего 3-5% от стоимости новой шины, можно получить еще 20-30% от первоначального ресурса.

Наварка протектора или замена протекторной ленты – самый распространенный способ. Он позволяет обрести шинам до 100% от первоначального ресурса. В последние годы проблема в том, что до санкций большая часть протекторных лент закупалась за границей. Сейчас отечественные предприятие занялись импортозамещением.

Процесс обеспечивается методами «холодного» или «горячего» восстановления.
«Горячее» (+180 градусов) похоже на производство новой шины, так как происходит в пресс форме. Здесь больше затрат на оборудование, материалы, энергию.
«Холодное» (+115 градусов) производится при использовании «протекторной ленты» либо «протекторного кольца».

Плюсами «горячего восстановления» является его высокое качество, и выглядят шины как новые. 
В минусах - ослабление каркаса, ограниченность рисунков протектора, невозможность повторного восстановления, дороговизна восстановления.

«Холодный» способ дешевле И при этом есть возможность многократного восстановления и использование широкого ассортимента рисунков протекторов. Но такие покрышки менее стойки к перегреву.

К слову, «холодный» метод получил развитие в связи с появлением цельнометаллокордных (ЦМК) шин. При производстве в них закладывается возможность нескольких циклов реинкарнации. В итоге их жизнь продляется до 700 000 километров. Поэтому грузовые ЦМК шины стоят дороже.

ДОВЕРЯЕМСЯ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Как выглядит процесс у серьезных предприятий?
Вначале при визуальном осмотре шины выявляют видимые дефекты. Затем широграф ищет микропузыри в слоях резины. Для проверки каркаса проводится испытание на станке под давлением на наличие боковых грыж, вздутий и сквозных повреждений.

Для автоматического снятия старого протектора ЦМК шин применяется шероховальный станок. При этом можно обнаружить скрытые дефекты под протектором в слоях брекерного пакета каркаса. Их устраняют при помощи пневмоинструмента и локального ремонта шины.
Следующий этап – экструдирование. Вступает в действие станок автоматического наложения прокладочной сырой резины, затем еще одного слоя и после этого - нового протектора с применением лазерной коррекции.

Заготовка вкладывается в так называемый конверт для вакуумирования. Далее вулканизация проходит в автоклаве при давлении около 4 атмосфер и высокой температуре в течении 3 часов. 
В итоге протектор накрепко соединяется с каркасом шины. 

У «гаражных» же мастеров всё проще. Какими могут быть последствия после их услуг?
Из-за ослабления каркаса шина может разрушиться во время движения, особенно на высоких скоростях или при больших нагрузках. 
Наваренный протектор может отслоиться на ходу.
Из-за неравномерного рисунка протекторов у шин одной оси ухудшается управляемость автомобилем, особенно при резком торможении.
Неправильный рисунок повышает также риск аквапланирования на мокрой дороге. 

Результат предсказуем – поломка, авария, дорогостоящий ремонт автомобиля, хорошо еще если обойдется без серьезного ущерба для здоровья.  

Как видим, правильное восстановление протектора шин – это не просто экономически выгодный и экологичный путь, но и ответственность за безопасность и качество. Покупка же «безымянных» восстановленных шин может обойтись слишком дорого!

ИА "Девон". ОПАСНАЯ ТРАВМОБЕЗОПАСНАЯ МИКРОРЕЗИНА 
В борьбе с бэушными автошинами кратно нарастает экологическая угроза от изделий из резиновой крошки.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: автошины, энерго- ресурсоэффективность, Ремонт

 

к следующей новости раздела

24 июля 2025

Ученые рассказали занимательные истории о нефти

к предыдущей новости раздела

18 июля 2025

В общепите Татнефти внедрили систему здоровой еды

к следующей новости главной ленты

23 июля 2025

Из-за обмеления Каспия КазМунайГаз и ЛУКОЙЛ проложат канал

к предыдущей новости главной ленты

22 июля 2025

ТАНЕКО был антикризисной стройкой – история НПЗ