Архив новостей

Февраль2026

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Нефть Ирана – геополитика и экономика

К чему привели нефтегазовую отрасль экономические проблемы страны и что будет с ценами на нефть в случае атак США.

(13 января 2026 22:20 , ИА "Девон" ) На днях президент США Дональд Трамп пообещал «скорую» помощь протестующим в Иране. Также он объявил о повышении пошлин против стран, торгующих с Исламской Республикой. Несколько дней назад Реза ПЕХЛЕВИ, сын свергнутого в 1979 году иранского шаха, призвал нефтяников к забастовкам. О том, что представляет собой нефтегазовая отрасль Ирана, и как проблемы на топливном рынке привели к внутренней напряженности – в подборке Информагентства «Девон».

НЕФТЯНОЙ БУМ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ.

Поводом для масштабных беспорядков в Иране, продолжающихся с конца декабря 2025 года, стал острый экономический кризис, поясняет экономист Александр ВИНОГРАДОВ в своей статье в издании «Бизнес Онлайн».  Годовая инфляция превысила 42%. Нацвалюта обесценилась до рекордного уровня — около 1,4 млн риалов за $1.

Корни этого стоит искать еще при шахском режиме, правившем более полувека назад. Тогда Иран пережил стремительную модернизацию, финансируемую растущими нефтяными доходами от добычи в провинции Хузестан.

Бум 1970-х привел к быстрому росту ВВП и амбициозным промышленным проектам, но породил и диспропорции. Усилилась зависимость экономики от сырьевого экспорта. При этом значительная часть общества оставалась за бортом. Итогом этого стала Исламская революция 1979 года.

Попытки либерализации в 1990-е годы дали мало результата. В тот период привлекались иностранные кредиты, строились дороги и восстанавливались порушенные войной нефтяные мощности. Но уже в 1990-е годы Иран столкнулся с первыми американскими санкциями. В стране к этому моменту уже сложились две экономики — официально-государственная и религиозная, подконтрольная духовенству и Корпусу стражей исламской революции (КСИР).

В 1990-е Иран сумел несколько диверсифицировать экспорт. Наряду с нефтью появились заметные объемы экспорта нефтехимии, металлургической и сельскохозяйственной продукции. Это стало возможным отчасти благодаря санкционным стимулам для развития несырьевых отраслей.

Затем был период дорогой нефти. Экспортной выручки было много, но уходила она в популизм и мегапроекты. Параллельная экономика при этом тоже росла и расширялась. КСИР превратился в крупного хозяйственного игрока, контролирующего строительство, инфраструктуру и даже телекоммуникации.

Но при этом усиливалось санкционное давление. В 2006–2010 годах против Ирана вводились международные санкции за развитие ядерной программы. В 2012 году западные страны ввели эмбарго на иранскую нефть и отключили страну от мировой финансовой системы (SWIFT). Это мгновенно сократило нефтяные доходы и обвалило курс риала.

В 2015 году тогдашний президент страны Хасан РУХАНИ сумел заключить ядерную сделку. После этого часть санкций сняли.  В 2016–2017 годах экономика Ирана продемонстрировала внушительный рост. Но структурные проблемы никуда не делись.

ЭКОНОМИКА СОПРОТИВЛЕНИЯ.

В 2018 году США во время первого президентского срока Трампа вновь ужесточили санкции.
В итоге к 2020 году инфляция снова измерялась двузначными числами, безработица росла, а риал непрерывно девальвировался. Власти страны закономерно сделали ставку на «экономику сопротивления» — максимальное импортозамещение и переориентацию на восточные рынки. Но качество импорта и масштаб экспорта были совсем не те, что ранее.

На этом фоне уже в 2017-2018 годах прошла первая волна экономических протестов. В ноябре 2019 года вспыхнули беспорядки из-за отмены части бензиновых субсидий. Тогда аятоллы силой подавили недовольство, погибли сотни людей. Проблем это не решило, и к рубежу 2025–2026 годов стал заметен полный износ прежней экономической модели.

Особое место в иранской экономике занимают субсидии — наследие эпохи больших нефтяных доходов, призванное делиться рентой с народом. Государство десятилетиями удерживало крайне низкие цены на бензин, дизтопливо, электроэнергию, воду, хлеб и ряд основных продуктов.

Повторяется венесуэльская история — местные жители что там, что там занимаются контрабандой топлива в соседние страны. Поэтому в конце прошлого года руководство Ирана ввело прогрессивную шкалу цен на отпускаемый по норме бензин.

При базовом лимите топливо стоит от 15 тыс. риалов за литр, а сверх лимита - 50 тыс. риалов. Это примерно около 3–4 рублей за литр, но для иранцев это весьма существенное изменение. 

При этом санкции отрезали страну от прямого доступа к финансовым центрам, а продажа нефти превратилась в «серый» бизнес. До 2011 года Иран стабильно экспортировал 2,5 млн баррелей нефти в сутки преимущественно в Европу и Восточную Азию. После эмбарго показатели упали в разы.

Лишь благодаря изощренным схемам вывоза нефти с помощью «теневого флота» Тегерану удалось в 2025 году нарастить экспорт примерно до 1,8 миллионов баррелей в день (мбд). Но практически вся эта нефть идет Китаю. А КНР «выбивает» в среднем 20–25-процентные скидки на нефть к эталонным уровням. Ко всему добавляется технологическая деградация и траты на внешнеполитические проекты.

См. также публикацию «Информ-Девон»: 
ИРАН: ПОСЛЕ ХИТРЫХ СХЕМ С ЭКСПОРТОМ НЕФТИ – КУРС НА УВЕЛИЧЕНИЕ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ. Применим ли для России персидский опыт противостояния санкциям.


Такая экспансия экономической отдачи практически не принесла. Да, торговля с Ираком выросла в основном за счет экспорта иранского газа и электроэнергии на льготных условиях. Ирак стал вторым после Китая торговым партнером Ирана. Но иракская экономика сама переживает кризисы и нередко не может расплатиться с соседом вовремя из-за опасения санкций.

Ограниченный эффект показало и стратегическое партнерство с Китаем. Анонсированное в 2021 году 25-летнее соглашение о китайских инвестициях в $400 млрд так и остается во многом декларацией. Пекин хотя и увеличил закупки иранской нефти, но крупные вложения в инфраструктуру или промышленность Ирана почти не реализованы из-за санкций.

МОЖЕТ ЛИ ИРАН НАРАСТИТЬ ДОБЫЧУ?

Исламская Республика – один из крупнейших производителей нефти в мире, говорится в обзоре старшего инвестиционного аналитика «Альфа-Инвестиций» Игоря ГАЛАКТИОНОВА. Ресурсная база Ирана оценивается в 209 млрд баррелей. Это третье место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии.

Осенью 2025 года добыча сырой нефти в стране оценивалась в 3,25–3,5 млн баррелей в сутки. Это соответствует 3,5% от всей мировой добычи. Страна закрывает статистику из-за санкций. В 2025 году Иран перевозил танкерами от 1,5 до 1,9 млн б/с.

В Иране добывается два ключевых сорта нефти: Iranian Light и Iranian Heavy. Они характеризуются повышенным содержанием серы (1,5–2,2%) и более высокими требованиями к очистке на НПЗ для производства конечного топлива. Это располагает к скидке относительно бенчмарков.

При этом себестоимость добычи на иранских месторождениях невысока —$18,17 по состоянию на 2020 год. Это делает нефтегазовую отрасль Ирана очень конкурентной на мировом рынке. Но бюджет республики балансируется только при ценах выше $120 за баррель.

При снятии всех санкций Иран мог бы в короткие сроки нарастить добычу до 3,8 млн б/с. Это полная мощность, включая резервы. Но из-за санкций отрасль недоинвестирована. Долго поддерживать этот уровень может быть сложно.

Иран является членом картеля ОПЕК и альянса ОПЕК+, но освобождён от сделки по сокращению добычи, наравне с Венесуэлой и Ливией. Поэтому решения ОПЕК+ напрямую не влияют на производство в стране.

Справка ИА «Девон»:
Крупнейшей нефтедобывающей компанией ИРИ является Национальная иранская нефтяная компания (NIOC). Ключевые месторождения страны – Фердоус, Азадеган, Южный Парс, Даште-Абадан, Ахваз, Марун, Ядаваран, Лулу-Эсфандиар, Агаджари, Гечсаран, Бибе-Хекиме, Кушк, Киш, Гольшан, Пазанун, Северный Парс, Табнак, Хангиран и Кенган.

В Иране действует 10 нефтеперерабатывающих заводов, отмечает Галактионов. Мощности первичной переработки нефти и конденсата оцениваются в 2,4 млн б/с. Мощности в основном устаревшие и дают низкий выход светлых нефтепродуктов. Поэтому Иран зависит от импорта бензина. К марту 2026 года планировалось ввести в строй ещё ряд перерабатывающих мощностей примерно на 180 тыс. «бочек».

В стране работают следующие НПЗ:  Абадан мощностью 25,4 млн тонн в год; Бендер-Аббас, Исфахан (оба – по 18 млн тонн); Арак (12,5 млн тонн), Тегеран (12,5 млн), Тебриз (5,8 миллиона тонн), Арванд (6 млн тонн в год), Лаван (1,8 миллиона тонн в год. Есть еще строящийся НПЗ Гечсаран.

Доказанные запасы газа в стране составляют порядка 32 трлн кубометров, говорится в материале «Альфа-Инвестиций». Добыча «голубого топлива» составляет от 245 до 270 млрд кубометров в год. Большую часть добытого газа страна потребляет сама. На экспорт уходит лишь около 9–12 млрд кубометров, в основном, в Турцию.

Страна претендует на роль газового хаба. Исламская Республика Иран (ИРИ) связана газопроводами с Азербайджаном, Туркменистаном, Арменией, Ираком и Турцией. Есть проект магистрального газопровода из России в Иран через Азербайджан. В 2025 году по политическим причинам проект встал на паузу.

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ НА НЕФТЬ?

В январе 2026 года на фоне протестов в Иране Трамп усилил агрессивную риторику в отношении ИРИ. В том числе его администрация ввела пошлины 25% на все операции с США для стран, сотрудничающих с Ираном. В первую очередь целью станет Китай, который покупает иранскую нефть.

В Белом доме рассматриваются силовые сценарии в отношении Ирана. Это даёт повод участникам рынка опасаться из-за перебоев с поставками из Ирана. Эскалация может привести к существенному росту нефтяных цен.

Стоит отметить, что альянс ОПЕК+ взял курс на рост добычи. В 1 квартале 2026 года добыча расти не будет. Но если поставки из Ирана упадут, то его соседи по Персидскому заливу будут рады заместить выпадающий объём. Поэтому стоимость нефти вряд ли будет держаться долго на уровне $70 за баррель.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Иран, история, Добыча, США, Цена на нефть, Кризис, Газодобыча

 

к следующей новости раздела

15 января 2026

Белкамнефть снизила средний срок строительства скважин почти вдвое

к предыдущей новости раздела

12 января 2026

Что ждет нефтяную отрасль Венесуэлы?

к следующей новости главной ленты

14 января 2026

Производителя ПЭТФ в Калининграде возглавил главный инженер

к предыдущей новости главной ленты

13 января 2026

Нейросеть повысит энергоэффективность ППД