Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Трудно определяемые ТРИЗы

Запасы нетрадиционные, отдаленные, трудноизвлекаемые, низкопродуктивные…- нужна классификация.

(13 апреля 2018 14:40 , ИА "Девон" )
Разработка трудноизвлекаемых запасов нефти сегодня становится необходимым условием успешного бизнеса. Тем не менее, до сих пор нет единого мнения, какие запасы относить к этой категории и какие льготы должны получать нефтяники при их разработке. В то же время именно совершенствование системы налогообложения может подстегнуть их разработку. Об этом в статье «ТРИЗ как объективная реальность», опубликованной в корпоративном журнале «Газпром нефти» - издании «Сибирская нефть» пишет Петр ШМЕЛЕВ.

ГДЕ «ТРУДНОЙ НЕФТИ» БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Россия обладает 22% всех запасов трудноизвлекаемой нефти в мире. В общероссийской добыче нефти ее доля невелика — 7,2%, но она постоянно растет. Потенциальный объем добычи ТРИЗов составляет до 200 млрд тонн нефти.
В РФ 67% «трудной» нефти сосредоточено в баженовской и тюменской свитах, а также в ачимовской толще в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). Стратегическое значение для России имеют отложения баженовской свиты. Ее запасы могут составлять до 120 млрд тонн нефти. Это примерно в пять раз больше, чем на месторождении Баккен в США, с которого и началась сланцевая революция. Долгое время баженовская свита считалась региональным экраном для ловушек нефти и газа. Лишь современные исследования доказали наличие в этих породах огромного количества запасов высококачественной «легкой» нефти.
Основные технологии разработки месторождений ТРИЗ, над которыми работают российские компании: усовершенствованные конструкции горизонтальных скважин многостадийный гидроразрыв пласта, высокотехнологичные скважины, интегрированный инжиниринг и  системы моделирования в сложных геологических зонах.

Современные методы исследований позволили уточнить геологические модели и запасы многих месторождений Западной Сибири. Новые технологии обеспечивают рост коэффициента извлечения нефти и рентабельность добычи даже в сложных случаях, что постоянно расширяет экономические горизонты. К примеру, в 1980–1990-е годы ачимовская и баженовская свиты, среднеюрские и палеозойские отложения Западной Сибири разрабатывались только на нескольких месторождениях, которые в силу уникальных геологических условий обеспечивали рентабельную добычу без применения технологий стимуляции. Верхнеюрские отложения были вовлечены в разработку лишь частично.
Сейчас последние уже введены в масштабную разработку. Активизировалась разработка среднеюрских, палеозойских отложений и ачимовской свиты. Российские компании подбирают эффективные подходы к разработке баженовской свиты.

Однако пока в российской и мировой юриспруденции и науке нет единого определения и терминологии в отношении трудноизвлекаемых запасов нефти. Но именно введение понятия трудноизвлекаемых запасов — ключ к развитию нефтяного сектора, считают в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ).
Впервые понятие ТРИЗов появилось в советской промышленности в конце 1970-х годов. Первые трудные месторождения были открыты отечественными геологами в 1960-х годах. Тогда появилось понятие запасов баженовской, абалакской и фроловской свит Западной Сибири. В 1980-х были разведаны удаленные от инфраструктуры месторождения в Карском, Баренцевом морях и на Сахалине. По мере открытия таких месторождений и их осмысления учеными и промышленниками сложилось представление о ТРИЗ как о запасах, которые содержатся в залежах, характеризующихся неблагоприятными для извлечения геологическими условиями или аномальными физическими свойствами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАСОВ
В 1994 году академики РАЕН Николай Лисовский и Элик Халимов предложили первую классификацию таких запасов и их количественные критерии. Классификация была основана на граничных значениях основных геологических и технологических параметров, а также на степени удаленности от существующих центров нефтегазодобычи. Были зафиксированы группы запасов аномальной по своим характеристикам нефти, неблагоприятных (малопроницаемых и низкопористых) коллекторов, технологическая группа ТРИЗ, определяемая по критерию выработанности месторождения. Была выделена географическая группа (по критерию удаленности от инфраструктуры) и группа низкопродуктивных пластов и горизонтов.

Эта классификация и сейчас используется при определении налоговых льгот. Однако количественные критерии групп, которые содержатся в Налоговом кодексе РФ и в классификации Лисовского и Халимова, различаются.
В ГКЗ считают, что объективных обоснований принятых в Налоговом кодексе критериев отнесения запасов к ТРИЗ не существует. В первую очередь вопросы вызывает обоснование количественных критериев по проницаемости слоев, считает директор санкт-петербургского филиала ГКЗ Максим Ткаченко.

Сейчас достаточно четкие, пусть и временные критерии отнесения тех или иных запасов к трудноизвлекаемым дает приказ Министерства природных ресурсов РФ от 1998 года. Согласно ему, таковыми следует считать запасы, экономически эффективная (рентабельная) разработка которых может осуществляться только с применением методов и технологий, требующих повышенных капиталовложений и эксплуатационных затрат по сравнению с традиционно используемыми способами.
Пока к трудноизвлекаемым запасам нефти могут быть отнесены запасы всех типов залежей и месторождений, извлекаемые с применением термических методов или закачки реагентов, запасы подгазовых частей тонких (до 3 метров) нефтяных оторочек и запасы периферийных частей залежей, которые имеют насыщенные нефтью толщины меньше предельных для рентабельной разработки сетью эксплуатационных скважин.
Отнесение запасов к ТРИЗам по этим признакам производится на основании экспертизы Госкомиссии по запасам. Окончательное решение принимает Министерство природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ.

Чтобы дать определение ТРИЗов, необходимо анализировать неразрабатываемые запасы нефти и определить причины низкого вовлечения их в разработку, говорит Ткаченко.
К ТРИЗ относятся запасы высоковязкой нефти, низкопроницаемые коллекторы, подгазовые зоны и нефтяные оторочки, выработанные (истощенные) залежи, нетрадиционные источники углеводородного сырья (сланцевые коллекторы) и месторождения, удаленные от инфраструктуры. Для каждой группы существуют как свои проблемы разработки, так и специальные технологические решения, дефицит которых тоже может стать основанием относить запасы к ТРИЗ.

ПРОНИЦАЕМОСТЬ КОЛЛЕКТОРОВ
Одним из наиболее эффективных критериев трудноизвлекаемости запасов является проницаемость коллекторов. В 2012 году распоряжением правительства РФ ТРИЗы были сведены в четыре категории — от проектов по добыче нефти из коллекторов с низкой, крайне низкой и предельно низкой проницаемостью до проектов по добыче сверхвязкой нефти. Чтобы стимулировать освоение таких залежей, была введена дифференцированная шкала налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Льгота для самых сложных проектов рассчитывается на 10 лет и подразумевает НДПИ в размере от 0 до 10% от стандартной ставки. Для средней категории сложности льгота составляет 10–30% на 7 лет, для более легких — 30–50% на 5 лет.

К примеру, драйвером разработки запасов низкопроницаемых коллекторов (это примерно 60% мировых запасов ТРИЗ) становится совершенствование технологий воздействия на пласт, в первую очередь — технологии гидроразрыва пласта. Различные вариации многостадийного ГРП успешно применяются на российских месторождениях. Однако отечественными технологиями, которые позволяют дифференцированно разрабатывать низкопроницаемую часть пласта и бурить высокотехнологичные скважины с приемлемым уровнем стоимости, российская нефтянка в широком масштабе пока не обладает.
Но активные разработки в этом направлении ведутся. К примеру, в компании «Газпром нефть» внедряются проекты по добыче нефти из сложных карбонатных коллекторов. На Куюмбинском месторождении стартовал пилотный проект определения зон, в которых лучше всего размещать скважины. Чонское месторождение со сложными засолоненными коллекторами стало экспериментальной площадкой для интенсификации притока нефти и нескольких технологических проектов в области геологоразведки и разработки запасов.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ЗАПАСЫ
ТРИзами признаются и запасы месторождений с высокой обводненностью. Для дальнейшей разработки выработанных (истощенных) залежей нужно решать проблему высокой себестоимости процесса, связанной с большим объемом извлекаемой вместе с нефтью воды. Снижение обводненности месторождений на 1% позволяет уменьшить операционные затраты на добычу нефти на 15%. Обводненные месторождения сегодня дают более 15% нынешней российской добычи.

Добыча высоковязкой нефти осложняется ее низкой подвижностью в пласте, сложностью подъема на поверхность и транспортировки. Проблема решается с применением дорогостоящих технологий, как правило, зарубежными. Например, это технологии закачки в пласт горячей воды или пара, применения специальных обогревателей и винтовых насосов.
К ТРИЗам относят и нефть из подгазовых зон и нефтяных оторочек месторождений. Главные проблемы при их разработке - неконтролируемые прорывы газа к нефтяным скважинам и низкие коэффициенты извлечения нефти. Необходимы специальные технологии изоляции нефтяных и газовых толщин. Дефицит таких технологий переводит данные запасы в категорию трудноизвлекаемых.

Запасы, находящиеся на удалении от основных центров нефтегазодобычи, тоже записывают в трудноизвлекаемые. В этом случае проблемой являются только высокие логистические и строительные затраты. Решение — интегрированное проектирование и использование оптимальных стратегий освоения территорий. Такой подход применялся в «Газпром нефти» при вводе в эксплуатацию Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений в Арктике.
К льготируемым по критерию отдаленности в России сегодня относятся месторождения Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого АО, полуострова Ямал в ЯНАО. Некоторые субъекты РФ дают льготы для проектов добычи углеводородов на шельфе. Определение запасов на шельфе как ТРИЗов не является официальным, хотя трудности добычи здесь понятны, особенно в Арктике.

Помимо понятия «трудноизвлекаемые запасы» сегодня все чаще можно услышать о нетрадиционных запасах. Их относят к ТРИЗ, но разработка их оказывается в разы сложнее. Дело в том, что подсчет нетрадиционных запасов и прогнозирование их разработки в рамках понятий нефтепромысловой геологии и гидродинамики невозможны. Для их описания необходимо создание новой научной дисциплины.
К таковым обычно относят сверхтяжелую нефть, битуминозные пески, керогеновую нефть, или сланцевое масло, добываемое из горючих сланцев при помощи термических методов. В английском языке сланцевое масло именуют oil shale, но с некоторых пор в понятиях появилась путаница.

Как правило, на Западе сланцевыми формациями называют материнские свиты, которые при определенных условиях могут содержать значительные ресурсы «легкой» нефти. Эту нефть называют shale oil. Такая нефть содержится на больших глубинах, в низкопроницаемых пластах. В частности, на месторождениях Баккен и Игл-Форд, где разрабатывают нефтематеринские свиты, добывают обычную «легкую» нефть. Именно с них началась сланцевая революция, а термин «сланцевая нефть» прижился и в России. Его используют для всех гигантских запасов российской баженовской свиты, которые состоят из традиционной «легкой» нефти (shale oil) и генерационного потенциала керогена — твердого органического вещества, из которого при высоких давлениях и температурах генерируется нефть.
В конце прошлого года к сланцевой революции присоединился и Китай. О своем первом крупном сланцевом месторождении нефти с запасами не менее 100 млн тонн объявила Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC). Запасы обнаружены в провинции Шэньси в центральной части страны.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДОБЫЧИ
Для некоторых компаний, например, «Газпром нефти» трудноизвлекаемые запасы — реальность, с которой приходится иметь дело ежедневно. Большую часть месторождений компании можно отнести к ТРИЗ. Так, добычу из простых, но выработанных месторождений осложняет высокая обводненность. Для новых проектов в Заполярье — Нового Порта и Восточной Мессояхи, характерны низкопроницаемые коллекторы, сложная геология и высокий газовый фактор, удаленность от основной инфраструктуры и трудные климатические условия.
Есть залежи и с карбонатными коллекторами, опыт добычи из которых пока невелик. В случае с карбонатами ситуация осложняется еще и тем, что характеристики таких коллекторов сильно различаются. Отработанные на одном месторождении подходы с трудом тиражируются на другие активы. В частности, к карбонатным относят залежи на Приразломном месторождении на арктическом шельфе.

К наиболее трудным, но и самым перспективным запасам можно отнести баженовскую и ачимовскую свиты. Они сейчас активно изучаются в «Газпром нефти». Проводятся опытные испытания технологий для их эффективной разработки.
В мае 2017 года Минэнерго одобрило заявку «Газпром нефти» на присвоение статуса национального проекту создания комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки баженовской свиты. На Пальяновской площади Красноленинского месторождения в ХМАО уже строится технологический центр «Бажен». Здесь будет создан полигон для испытания технологий поиска и разработки перспективных баженовских отложений.
Разработка залежей ачимовской толщи пока находится на начальном этапе. Однако это направление очень перспективно — на лицензионных участках «Газпром нефти» они составляют сегодня более 1,2 млрд тонн. Для их освоения в компании создан проект «Большая Ачимовка».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Газпром нефть, трудная нефть, Сланцевая нефть, Запасы классификация, ХМАО - Югра, Баженовская свита, закон, технологии нефтедобычи, геология

 

к следующей новости раздела

15 апреля 2018

Газпромнефть-Оренбург подступается к сланцевой нефти с прогнозным ресурсом 1 млрд тонн

к предыдущей новости раздела

10 апреля 2018

Белкамнефть в 2018 году добудет более 3,6 млн нефти

к следующей новости главной ленты

15 апреля 2018

Газпромнефть-Оренбург подступается к сланцевой нефти с прогнозным ресурсом 1 млрд тонн

к предыдущей новости главной ленты

13 апреля 2018

Мини-революции и эволюция ТГРУ