Архив новостей

Июнь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Тяжелая нефть

Как добывают природный битум и получают синтетическую нефть из керогена (продолжение статьи «Мировой кризис сланцевую революцию не задушит»).

(5 ноября 2020 09:36 , ИА "Девон" )
Мир прошел пик добычи традиционной нефти, говорится в статье «Новая нефть», опубликованной в журнале «Сибирская нефть» (Сергей ОРЛОВ). Информагентство «Девон» приводит продолжение этой статьи с сокращениями.

Еще один нетрадиционный источник мировой нефтедобычи будущего — тяжелая и сверхтяжелая нефти с плотностью 0,92–1 тыс. кг и 1 тыс. кг/ на кубометр при вязкости менее 10 тыс. мПа•c (миллипаскаль в сек., что идентично сантипуазам – сП) соответственно. Этот вид сырья хорошо изучен. Как и природные битумы, битуминозные нефти и нефтяные пески извлекаются на поверхность не в виде пасты или пластичной жидкости, а в виде сухого материала. Их плотность более 1 тыс. кг на кубометр при вязкости выше 10 тыс. мПа·с.

ШАХТА ИЛИ КАРЬЕР: 

Основная технологическая задача, которую приходится решать при освоении запасов тяжелой нефти — преодоление ее низкой подвижности. Для этого сегодня используется три основных метода. Ex-situ — это добыча углеводородов вместе с породой и последующее выделение нефти вне пластовых условий. In-situ — воздействие на углеводороды внутри пласта и шахтная добыча. 

Последнее шахтное месторождение нефти мира, похоже, осталось в Республике Коми. Это Ярегское нефтетитановое месторождение  ЛУКОЙЛа. Причем нефть там — лишь побочный продукт, а основной — титановые руды. Так что этот метод уже можно отнести к устаревшим.

Больше всего тяжелой нефти добывается сегодня карьерным методом. Майнинг залегающих вблизи поверхности насыщенных битумом песков с последующим отмыванием ценных углеводородов от породы дает фантастический для любых других методов добычи 100% коэффициент извлечения.

Максимальная глубина, с которой можно вести добычу таким способом, составляет всего 70 м. Чаще всего так извлекают природные битумы и нефтяные пески. Но таких месторождений в мире немного. Для них нужна сложная производственная инфраструктура. Да и природной среде создание битумных карьеров наносит непоправимый вред.

ПАР И ВОДОРОД

Наиболее прогрессивным методом извлечения тяжелой нефти называют in-situ. Он предполагает использование технологий теплового воздействия на пласт, снижающего вязкость и увеличивающего подвижность нефти, а значит, интенсифицирующего ее приток в продуктивную скважину.

Чаще всего нефть под землей нагревают с помощью пара. В рамках технологии циклической закачки пара периоды закачки нагревающего агента в продуктивный пласт и непосредственно добычи чередуются между собой. Пе-риоды эти могут составлять несколько месяцев. Это означает достаточно длительный простой добывающих скважин. Да и коэффициент извлечения при использовании этой технологии не превышает 25%.

Парогравитационный дренаж (Steam-assisted gravity drainage, SAGD) — более современная паровая технология. Две горизонтальные скважины бурятся параллельно, в пяти метрах одна над другой. Через верхнюю в пласт нагнетается пар, через нижнюю добывается разогретая смесь нефти и воды. Никаких циклов и простоев, все в реальном времени, и коэффициент из-влечения — до 60%. Однако пласт должен быть мощным и однородным.

Исследования в этом направлении продолжаются. Например, ученые из Хьюстонского университета создали жидкость на основе наночастиц натрия, с помощью которых теоретически коэффициент извлечения можно повысить до 80%. Нестабильную при внешнем воздействии наножидкость защищают силиконовой оболочкой и закачивают в скважину. Там она генерирует тепло за счет химической реакции наночастиц натрия с водой. Это решает проблему с расходом топлива на нагрев пара. При этом образуется гидроксид натрия, снижающий вязкость нефти при щелочном заводнении, и газообразный водород, который можно использовать для замены заводнения.

КАНАДА, ВЕНЕСУЭЛА, РОССИЯ

Мировые технически извлекаемые запасы тяжелой нефти всех видов составляют порядка 150 млрд т. Чемпион мира по добыче — Канада, которая располагает более 20 млрд т запасов этого вида сырья и производит 130 млн т такой нефти в год. Потенциальный чемпион исходя из размера ресурсной базы — Венесуэла с 47 млрд т технически извлекаемых запасов на балансе.

Причем это не канадские битуминозные пески, а нормальная, почти жидкая тяжелая нефть. Даже с применением SAGD себестоимость добычи тяжелой нефти в Венесуэле потенциально до 40% ниже, чем разработка нефтяных песков в канадской Альберте. Однако экономический кризис, охвативший страну в последние годы, вконец обрушил нефтедобывающую отрасль страны. 

В России запасы тяжелой нефти и природных битумов достаточно обширны. По данным USGS, это около 6–7 млрд т. В первую очередь они сосредоточены в Волго Уральском нефтегазоносном бассейне. Однако объем производства тяжелой нефти в России не превышает 500 тыс. т в год. Проблема не в технологиях, которые российские нефтяники уже давно освоили, а в себестоимости добычи.

«Татнефть» оценивает рентабельность добычи тяжелой нефти на Ашальчинском месторождении  в $46 за баррель. И это с учетом налоговых льгот и без учета уже понесенных капзатрат. В России еще слишком много более дешевых источников сырья, чтобы активно использовать тяжелую опцию.

САМАЯ ДОРОГАЯ НЕФТЬ

С другой стороны, $46 — это очень неплохой показатель для проектов добычи in-situ, цены безубыточности которых лежат в пределах $40–80. Цены безубыточности синтетической нефти, производимой апгрейдингом из нефтяного битума, добываемого методом ex-situ, гораздо выше: $60–120. То есть производители даже самой дешевой тяжелой нефти перестают комфортно чувствовать себя уже при падении мировых цен ниже отметки $50–60.

В ИнЭИ РАН считают, что неплохие перспективы имеет производство синтетической нефти из керогена. Это природные высокомолекулярные твердые полимерные вещества, рассеянные в осадочных породах, чаще всего в глинистых сланцах. Технологии работы с керогеновой нефтью во многом похожи на методы добычи тяжелой нефти. Один из вариантов — извлечение керогеносодержащей породы на поверхность и ее переработка в печах-ретортах с помощью пиролиза или сжигания измельченного сухого сланца.

Уже применяются внутрипластовые технологии добычи керогеновой нефти, предполагающие термическое воздействие на пласт и медленное выделение синтетической нефти из нагретой породы. Но ни один из этих методов, по оценкам Rystad Energy и Wood Mackenzie, пока не обещает рентабельности при ценах на нефть ниже $100 за баррель.

На сегодня эта нефть одна из самых дорогих в мире, и снизить цены безубыточности проектов пока никому не удается. Оценочные технически извлекаемые запасы жидких углеводородов из керогена - около 147 млрд т. Ресурсы этого сырья во всем мире и вовсе ошеломляющие: более 1 трлн т, которые залегают в 33 странах на всех континентах.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: СВН, трудная нефть, битум, Ашальчинское месторождение, Цена на нефть, ЛУКОЙЛ-Коми, термические методы нефтедобычи

 

к следующей новости раздела

6 ноября 2020

В Удмуртии добыча нефти может упасть к 2023 году на 10% - до 9,5 млн тонн

к предыдущей новости раздела

5 ноября 2020

Мировой кризис сланцевую революцию не задушит

к следующей новости главной ленты

6 ноября 2020

Как пандемия повлияла на российский даунстрим и заправочный ритейл

к предыдущей новости главной ленты

5 ноября 2020

Мировой кризис сланцевую революцию не задушит