Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Почему Болгария не может отказаться от российской нефти

(20 мая 2022 06:12 , ИА "Девон" )
Болгария входит в группу стран Евросоюза, наиболее зависимых от импорта российского сырья. Вся перерабатываемая нефть в стране российская. Возможностей для противодействия этому почти нет, потому что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает топливо на внутреннем рынке, одни из самых низких в Европе. Об этом говорится в статье болгарского издания "Капитал" (Калина ГОРАНОВА), опубликованной на портале «ИноСМИ». ИА «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

КАК БОЛГАРИЯ ОКАЗАЛАСЬ ПОД ЛУКОЙЛОМ

Болгария выступает за двухлетнюю отсрочку запрета на импорт российской нефти. Она входит в группу стран, наиболее зависимых от импорта российского сырья, — наряду с Венгрией, Словакией и Чехией. Для них отказ от российских поставок означал бы огромный скачок цен на топливо со всеми вытекающими последствиями для экономики.

Решение будет принято в Брюсселе на следующей неделе. Если для Болгарии не сделают исключение, товарный дефицит и высокие цены на топливо будут сохранятся еще несколько месяцев. Есть и политический вопрос. Что будет делать Болгария, допустившая, что ее единственный крупный НПЗ и порт, а также импортные альтернативы поставок дизеля и бензина – все оказалось российским?

Санкции против России привели к рыночным перекосам. Цена на российскую нефть стала самой привлекательной по сравнению с другими видами, потому что сырье продается со скидкой. В Болгарии всего один крупный производитель - "Лукойл Нефтохим Бургас". И он технологически адаптирован к российскому сырью. Из-за низкой цены сырья НПЗ вместо того, чтобы диверсифицировать источники, фактически покупает только российскую нефть.

Разница в цене делает импорт готовых нефтепродуктов экономически невозможным, обрекая импортеров на убытки. Сектор описывает альтернативу как "самоубийство". Но есть и хорошая новость – переоснащение НПЗ и работа с большим количеством нероссийского сырья возможны, но это потребует времени и усилий. И тут все зависит от желания владельца - российского ЛУКОЙЛа.

В то же время в материнской компании происходят изменения. Менее месяца назад из руководства ЛУКОЙЛа ушел основатель Вагит АЛЕКПЕРОВ. Хотя это объяснили попытками избежать санкций, его уход вызвал спекуляции о политическом будущем компании на уровне Москвы. Также рыночные изменения стали вызовом для трейдера ЛУКОЙЛА – Litasco. У него сейчас есть возможности для получения хорошей прибыли, но будущее неизвестно. От его функционирования и ликвидности зависит работа нефтеперерабатывающего завода в Бургасе.

Болгарский рынок не слишком велик. В год страна использует около 4,8 миллионов тонн нефтяного эквивалента. НПЗ в Бургасе импортирует примерно 500 тысяч тонн в месяц, или 6 миллионов тонн в год при мощности 7 млн тонн. Часть идет на экспорт. На протяжении многих лет завод в Бургасе обеспечивал 50-70% рынка дизельного топлива и бензина в стране. Но по мере того, как Евросоюз вводит санкции против России, болгарский рынок становится все более зависимым от российской нефти.

"В настоящее время перерабатываемая нефть на 100% российская, поскольку предложение альтернативных сортов нефти очень ограничено. Это связано с повышенным спросом на альтернативные сорта, подстегиваемым возможностью введения эмбарго на российскую нефть", - комментирует "Лукойл Нефтохим Бургас".

По словам представителей компании, вместо поисков альтернатив российским поставкам из-за цен наблюдается противоположная тенденция. С начала военной спецоперации не было увеличения поставок сырья нероссийского происхождения. Объяснение, что нет предложения других сортов нефти, звучит странно. Учитывая, что рынок микроскопический, понятно, почему в Болгарии нет активных иностранных производителей или трейдеров нефти.

"Не получится продать импортный альтернативный дизель или бензин и получить прибыль, - говорят трейдеры. - Даже с небольшим убытком не получится. Единственный вариант – продавать с огромным убытком, около 100$ за тонну". В пересчете на небольшой груз в 6 тысяч тонн это означает убыток в $600 тысяч. Это разница между внутренней ценой "Лукойл Болгария" и международными котировками.

КТО ПОЛУЧАЕТ МАРЖУ ОТ ПЕРЕРАБОТКИ

Болгарская картина становится все более российской, потому что покупателей на российскую нефть становится все меньше. Цена, соответственно, снижается. Все это привело к тому, что международные котировки российской нефти Urals составили $75–80, в то время как Brent — $108–112.

С начала боевых действий в Украине крупные нефтяные компании, занимающиеся добычей, могут похвастаться значительным ростом прибыли. Огромная разница в ценах - возможность получить большую маржу для трейдера из группы ЛУКОЙЛ, базирующегося за пределами страны. Сырье он покупает в России, вероятно, по ценам местного рынка (намного ниже мирового), плюс налоги и пошлины. Неофициальные источники утверждают, что речь идет о марже в несколько сотен долларов за тонну. В НПЗ заявили правительству, что ценообразование определяется швейцарской Litasco.

В декабре 2020 года "Лукойл Нефтохим Бургас" стала дочерней компанией Litasco – эксклюзивного торгового представителя ЛУКОЙЛа по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России. С начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании "Лукойл Бенилюкс", зарегистрированной в Нидерландах. Она также принадлежит Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья.

Litasco владеет сырой нефтью, которая перерабатывается на НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас", покупая и экспортируя топливо из Новороссийска в Бургас. Завод получает выручку за переработку по давальческому договору. Все нефтепродукты, которые выходят с НПЗ, снова принадлежат Litasco — через "Лукойл Бенилюкс". Последний продает продукцию "Лукойл Болгарии", также принадлежащей Litasco.

Таким образом, если уже десять лет НПЗ в Бургасе сообщал о миллионных убытках, то теперь результат становится еще более незаметным. У Litasco может быть большая прибыль, пишет издание.
Нынешняя вероятная хорошая маржа — это только одна сторона медали. У международного трейдера есть ряд рыночных неизвестных, а работа болгарского НПЗ зависит от поставок сырья и способности продавать готовый продукт.

Если ЛУКОЙЛ или российское сырье попадет под санкции, Litasco будет крайне сложно покупать сырье на свободном рынке, отмечают специалисты. И добавляют, что даже сейчас компания испытывает трудности с поиском торгового финансирования. Это означает невозможность получения аккредитивов от банков, сложности при страховании рыночных рисков, невозможность отсрочки платежа и работа только с предоплатой. Это требует ликвидности.

Через месяц после начала спецоперации Reuters сообщил, что Litasco сократила операции, чтобы гарантировать существенную сумму для маржин-колл после введения санкций. Представитель Litasco сказал, что произошло "естественное временное снижение корпоративной активности, чтобы убедиться, что мы можем работать в рамках нашего достаточного пула ликвидности". Источники Reuters также сообщают, что Litasco прекратила хеджирование, чтобы сохранить денежные средства. Компания сосредоточилась на снабжении четырех своих заводов в Европе (это еще два завода в Италии и один в Румынии) и продаже готовой продукции.

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ НЕФТЬ – НЕ ВЫХОД

Болгарский НПЗ смешивает разные сорта. Более легкие, богатые легкими фракциями, подходят для бензина и керосина. Более тяжелые сорта идут для производства средних и тяжелых дистиллятов, таких как дизельное топливо, газойль и т.д.

Как поясняют представители компании, в первом квартале 2022 года 63% перерабатываемой нефти было российской. Ранее они пытались поднять более чем на 50% долю "непроектного" (то есть нероссийского) сырья, имея опыт и возможность перерабатывать нефть Ближнего Востока и Северной Африки.

Специалисты объясняют ограничения тем, что российская нефть имеет более низкий уровень серы. К примеру, уровень серы в иракской Basrah примерно на 1 процентный пункт выше. А значит, на каком-то этапе процесса дистилляции возможны проблемы с десульфурацией, износ оборудования и снижение производительности.

Специалисты предприятия утверждают, что с некоторыми сортами нефти, например, Brent, возможно задействовать малое количество российского сырья. А с ближневосточными сортами нефти как минимум 50% нефти должно быть российской. НПЗ также инвестировал значительные средства в установку гидрокрекинга для самых тяжелых нефтяных фракций, увеличив свою эффективность и производство легких видов топлива.

Изменение сырья, вероятно, будет означать отклонение от их технологических показателей. Это не означает, что перенастроить НПЗ невозможно (за эти годы были некоторые изменения), но сложно говорить о мотивации, когда все хорошо работает. Другая проблема - неопределенность будущего и цен.

"Никто не может сказать, какие и насколько сложные изменения придется внести в НПЗ, - отмечает "Лукойл Нефтохим Бургас". - Никто не может сказать, какие сорта нефти (какого критического качества) будут доступны на нашем рынке. В настоящее время альтернативы нет, поскольку на болгарском рынке нет других видов нефти. Из-за неизменного предложения и более высокого спроса, вызванного повсеместным запретом на российскую нефть, дефицит альтернативных сортов нефти стал глобальным".

Пока неясно, как будет выглядеть запрет на импорт российской нефти и что будет с финансовыми возможностями российской компании по поставкам нефти. Представители отрасли отмечают, что лучшие для Болгарии рынки сырой нефти, исходя из специфики сырья - Саудовская Аравия, Иран, Алжир, Египет, Объединенные Арабские Эмираты.

Нефть может поступать по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума. Через КТК поставляется сырье румынской Rompetrol, принадлежащей "КазМунайГазу". Но и тут снова пересечение с Россией – труба заканчивается в российском порту Новороссийск. Без работающего производства страна будет вынуждена рассчитывать на импорт готовой продукции. Возможности для этого есть в Греции и Турции. Но за эти виды топлива Болгария будет конкурировать с Украиной.

И тут мы подходим к вопросу об объемах и способе импорта, поскольку портовый терминал для выгрузки крупных танкеров "Росенец" принадлежит ЛУКОЙЛу. В порту Бургаса могут швартоваться только танкеры поменьше – до 6 тысяч тонн, что было бы невыгодно по сравнению с биржевыми танкерами на 30 тысяч тонн. Другим вариантом мог бы быть "Варна Сторидж", но там требуются значительные улучшения. Без порта для больших танкеров импорт можно производить по железной дороге или в автоцистернах – в меньших количествах и не так выгодно.

Непонятно, кто будет финансировать эту операцию, потому что для импорта 25000-тонного танкера требуется примерно $30 миллионов. На болгарском рынке основные международные западные сети сосредоточены на розничной торговле. Помимо российского лидера, импортом занимаются местные мелкие трейдеры, такие как "Сакса", "Булмаркет" и "Инса Ойл". Последний, по неофициальной информации, единственный, кто импортирует дизельное топливо и газойль, поскольку у него есть кредитные лимиты и контракты. Но это топливо все равно российское…

О том, какие еще страны критически зависят от российской нефти, читайте в материале ИА «Девон».


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Лукойл, Цена на нефть

 

к следующей новости раздела

24 мая 2022

В Башкирии запустили импортозамещающее производство катализатора гидрокрекинга

к предыдущей новости раздела

19 мая 2022

Россия надеется на улучшение ситуации с экспортом топлива

к следующей новости главной ленты

20 мая 2022

«Татнефть» переводит часть автопарка на газ

к предыдущей новости главной ленты

19 мая 2022

Воды в Волге опять будет мало