Чем нефтехимики СССР поддерживали фронт
«Коктейль Молотова», топливные присадки из растительных масел, лекарства, «петролизация» комаров…
(13 августа 2025 06:05 , ИА "Девон" ) В годы Великой Отечественной войны продуктам нефтепереработки и нефтехимии находили самое неожиданное применение. Из нее делали оружие, лекарства и даже средства борьбы с заразными заболеваниями. Об этом говорится в продолжении статьи «Нефть во время Великой Отечественной войны» (спецпроект «Роснефти» и ТАСС). ИА «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.ОРУЖИЕ ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА.
В те годы качество производимого бензина, керосина и моторных масел было далеко от идеала. Однако химики постоянно работали над созданием присадок для топлива, повышающих октановое число и улучшающих работу двигателей.
В первый год войны сложная ситуация сложилась и со смазочными материалами. Обычные нефтяные масла с добавлением специальных присадок стали дефицитом. Инженеры проявили изобретательность, начав использовать подсолнечное и хлопковое масла. Они быстрее окислялись и теряли свойства, но позволяли поддерживать работу механизмов в условиях дефицита.
В первые месяцы 1941 года, когда немецкие танковые колонны вели активное наступление на Москву, а противотанковых средств катастрофически не хватало, в ход пошли «коктейли Молотова».
Это было «оружие последнего шанса», так как боец с такой бутылкой должен был находиться очень близко к уничтожаемому объекту. Однако бойцы на передовой считали риск оправданным. Бутылками с зажигательной смесью были уничтожены тысячи единиц вражеской техники и ДОТов.
В июле 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление, которым обязал Наркомат пищевой промышленности производить 120 тысяч бутылок с горючей смесью ежедневно.
На выпуск «коктейлей Молотова» переключились кондитерская фабрика «Большевик» и завод шампанских вин в Москве, а также ликеро-водочные заводы по всей стране. Считалось, что удобнее всего бросать полулитровые бутылки из-под пива или водки. Поэтому их выпуск в годы войны был приравнен по важности к производству боеприпасов.
За 1941–1945 годы было выпущено не менее 110 млн бутылок с зажигательными смесями. С их помощью за годы войны уничтожено 2,5 тысячи единиц бронетехники, около 800 автомобилей, 1,2 тысячи ДОТов, 2,5 тысячи блиндажей, 65 складов.
ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЕ ФАРМПРЕПАРАТЫ ИЗ НЕФТИ.
На основе продуктов нефтепереработки, а также из отходов производства в годы войны изготавливали также взрывчатые вещества. Ими снаряжали мины, в том числе противотанковые.
Нефть и ее производные нашли широкое применение в медицине, поскольку стали сырьем для лекарств, парафина, вазелина и многого другого. В годы Великой Отечественной войны потребность в таких вещах выросла кратно.
Из-за быстрого продвижения противника в начале войны Советский Союз лишился целого ряда предприятий фармацевтической промышленности. Однако советские ученые и фармацевты смогли в кратчайшие сроки наладить производство необходимых медицинских препаратов, в том числе созданных на основе продуктов нефтехимии.
В 1941 году в СССР не было антибиотиков. Поэтому до появления в 1943 году отечественного пенициллина военные медики активно использовали аспирин. Ацетилсалициловая кислота производилась на основе добываемого при переработке сырой нефти фенола.
Аспирин использовался как жаропонижающее и обезболивающее. Кроме того, он снимал некоторые виды воспалений, а также применялся как противотромбозное средство. Из другого нефтепродукта — анилина — производились противомикробные препараты, в том числе стрептоцид.
Применение этих препаратов позволило спасти и вернуть в строй десятки тысяч бойцов Красной армии. Из советских госпиталей на службу возвращались порядка 70% поступивших на лечение солдат и офицеров, в то время как немецкие медики вновь ставили в строй лишь 40% раненых.
Настоящим чудом военной медицины был ихтиол — густая, с резким запахом мазь, продукт переработки сланцевых смол. Этот препарат творил чудеса: заживлял ожоги, побеждал кожные инфекции, справлялся с экземой и фурункулами. Почти без противопоказаний, с удивительной эффективностью, он возвращал бойцов в строй в считаные дни.
Особое место в аптеке военного времени занимала нафталановая нефть — уникальное азербайджанское сырье, перерабатываемое на заводах Баку. Мази на ее основе обладали исключительными ранозаживляющими свойствами.
В Азербайджанской ССР изготавливали медицинский вазелин и парафин. Вазелин, получаемый путем сложного соединения церезина, парафина и нефтяных масел, превращался в универсальное средство. Он служил основой для лечебных мазей, защищал кожу от химических ожогов и обморожений.
Медицинский парафин применяли практически при любых повреждениях — от долго незаживающих ран до язв и переломов. Аппликации создавали продолжительное глубокое тепло, расширяли капилляры, активизировали кровообращение и обмен веществ. Это не просто снимало боль и воспаление. Парафинотерапия активизировала процессы регенерации, помогая срастаться костям и восстанавливаться поврежденным нервам.
Нефтепродукты также стали частью армейского быта. Солдаты получали мыло и моющие средства, произведенные с использованием синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ) на нефтяной основе.
КАК ПОБЕДИЛИ МАЛЯРИЮ.
В годы войны активно создавались и использовались синтетические материалы, также произведенные на основе продуктов нефтепереработки. Это искусственный каучук для шин и медицинских изделий (жгутов, катетеров и т. д.), пластмассы, использовавшиеся в самолето-, судо- и танкостроении, лаки и краски. К концу войны выпуск пластмасс в СССР возрос по сравнению с довоенным уровнем более чем в 1,5 раза.
В годы войны нефть и ее производные использовались самым неожиданным образом. Так, с помощью нефтепродуктов проводили мероприятия по профилактике малярии. Запасы хинина — основного лекарства против этой болезни — заканчивались. В условиях, когда эпидемии угрожали военным и гражданским, советские медики нашли неожиданное решение. Они объявили войну не самой болезни, а ее переносчикам — комарам.
Метод, получивший название «петролизация», был прост, но радикален. Поверхность стоячих водоемов и болот покрывали тонкой пленкой нефти, керосина или солярки. Она перекрывала доступ воздуха личинкам комаров, не давая им развиваться, а взрослым особям откладывать новые яйца. Чтобы ветер не сгонял нефтяной слой, водоемы разделяли на секции с помощью деревянных клеток из жердей или кольев.
В жарких регионах обработку повторяли каждые 8–10 дней, в более умеренном климате — раз в месяц. С 1942 по 1943 год нефтепродуктами обработали плавни Кубани и волжские болота. Метод использовался в Азербайджане, Дагестане и Средней Азии. Эпидемиологическая угроза резко снизилась.
Особая роль в этой борьбе принадлежала сотрудникам малярийной станции и санитарно-эпидемиологического отдела Орехово-Зуево. Их наработки оказались настолько эффективными, что после войны сюда приезжали перенимать опыт советские специалисты и ученые из Китая, Северной Кореи и Болгарии.
«Информ-Девон»: «ДОРОГА ЖИЗНИ» ЧЕРЕЗ КАСПИЙ И ВОЕННЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: история, Здравоохранение

