Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как открыли оренбургскую нефтяную аномалию

Где на Южном Урале построили первый НПЗ и крупнейший в Европе трубопровод – «Нефтянка».

(9 сентября 2025 19:08 , ИА "Девон" ) Оренбургская область является одним из важнейших нефтегазовых регионов России. Здесь ежегодно добывают более 20 млн тонн нефти и свыше 13,5 млрд кубометров газа. При этом масштабные геологические исследования на Урале начались почти 100 лет назад. О том, как в Оренбуржье появилась нефтяная промышленность, рассказывает автор Григорий ВОЛЧЕК в статье под названием «Передовые складки Урала», опубликованной в издании «Нефтянка». Информагентство «Девон» публикует её с некоторыми сокращениями.

НЕФТЬ ОРЕНБУРЖЬЯ НАЧАЛАСЬ С ПЕРМИ.

Начало системного геологического изучения Урала, Поволжья и Прикаспия относится к середине XIX века. Подробное описание геологического строения этой обширной территории, включая передовые складки Урала, дано в классическом труде Родерика Импи МЭРЧИСОНА, Эдуарда ВЕРНЁЙЛЯ и Александра КЕЙЗЕРЛИНГА «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского» (1845).

Мэрчисон - выдающийся геолог, впервые выделивший силурийский, девонский и пермский геологические периоды.

Еще одним великим геологом, внесшим значительный вклад в геологическое изучение Приуралья и Прикаспия, включая Оренбургский край, стал будущий президент Академии наук СССР Александр КАРПИНСКИЙ. Он в 1874 году составил геологические профили, с большой точностью отражавшие характеристики складок западного склона Южного Урала.

Александр Петрович в процессе исследования породы, отобранной возле села Арти Пермской губернии (ныне — в составе Свердловской области), ввел в научный обиход понятие «артинский ярус». Это стратиграфическое подразделение палеозойской эры, пермского периода приуральской эпохи, сформировавшееся 283–290 млн лет тому назад.

В дальнейшем в Оренбуржье и соседней Башкирии в артинских пластах была открыта целая россыпь нефтяных и газоконденсатных месторождений. Это Западно-Рождественское, Совхозное, Караванное, Чкаловское, Северо-Копанское, Копанское, Бердянское, Новопавловское, Нагумановское, Подгорновское, Северо-Подгорновское, Саратовское, Исимовское и Беркутовское месторождения, а также артинско‑сакмарская газонефтяная залежь в восточной части гигантского Оренбургского месторождения.

С 1921 по 1930 год в бассейне реки Чусовой и на Южном Урале активные изыскания и геодезическую съемку вела геологическая экспедиция под руководством Георгия ФРИДЕРИКСА. В процессе подготовки детальной геологической карты Урала, ставшей венцом многолетней работы, он выдвинул плодотворную гипотезу о покровной структуре различных частей Урала.

По мнению ученого, горизонтальное смещение на западном склоне Южного Урала достигает более 120 км. Причем большинство аномалий имеет верхнекунгурский возраст. Позднее в этих аномальных пластах были открыты несколько нефтегазовых месторождений.

ФОНТАН НЕФТИ С ВОДОЙ.

Открытие в апреле 1929 года промышленных запасов нефти в Верхнечусовских Городках (в 100 км восточнее Перми) стало мощным драйвером широкомасштабных нефтеразведочных работ в Урало-Поволжье.

«Информ-Девон»: КАК ОСВАИВАЛИ ПЕРМСКИЕ НЕФТЯНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ.

При этом геологи ориентировались как на постулаты и прогнозы своих предшественников, начиная от Мэрчисона, так и на точки естественных выходов нефти. В Оренбуржье наибольшая концентрация нефтяных источников была зафиксирована в долине реки Сок и Бугурусланском округе. Это север и северо-восток региона.

В 1931 году трест «Уралнефть», базировавшийся в Перми, организовал геологоразведочные экспедиции. Они приступили к работе в нескольких локациях по продольной оси Оренбургской области — под Бугурусланом и у сел Каировка Саракташского района и Красный Яр Соль-Илецкого района. В результате была выявлена обширная нефтеносная зона, проходящая по Оренбургскому и Саракташскому районам.

Что касается региональной геологии Южного Предуралья, то геологоразведчики «Уралнефти» существенно обогатили представления о структурных взаимоотношениях Уральской складчатой области и Русской платформы. Они отметили специфические особенности формирования структур проседания над соляными куполами, штоками и антиклиналями.

К середине 1930-х годов в южных районах Оренбуржья уже работали 15 поисковых партий — 7 топографических, 6 геологоразведочных, электроразведочная и гравиметрическая. Они проводили различные исследования на площади в 10 тыс. кв. км. Признаки нефти обнаруживались в разных местах и на разных глубинах. Однако промышленных залежей нефти пока найдено не было.

В январе 1937 года началось бурение крелиусных скважин (неглубоких скважин малого диаметра) недалеко от Бугуруслана. В апреле 1937 года одна из скважин с глубины 282 м начала фонтанировать нефтью с водой. Дебит чистой нефти составил 1 тонну в сутки.

Через три месяца соседняя скважина с той же глубины из песчаного горизонта терригеновой свиты стала давать большие объемы водонефтяной эмульсии. Причем суточный дебит чистой нефти составил 10 тонн, что считается промышленным объемом. Так была открыта оренбургская нефть.

В конце 1937 года в Бугуруслане на базе нефтеразведки был создан нефтепромысел. Вскоре здесь было открыто еще одно, более продуктивное месторождение, с большим газовым фактором — Ново-Степановское.

1 августа 1938 года был создан трест «Бугурусланнефть» в составе объединения «Востокнефть», базировавшегося в Куйбышеве (Самара). Через три месяца с железнодорожной станции Бугуруслан отошел первый эшелон цистерн с оренбургской нефтью. В 1940 году было открыто Калиновское месторождение. Начальный суточный дебит крелиусной скважины составил около 40 тонн.

НЕФТЬ НА НПЗ ГНАЛИ ИЗ БАКУ СЛОЖНЫМ ПУТЕМ.

Параллельно с активными поисками южноуральской нефти, в Орске, расположенном в 250 км юго-восточнее Оренбурга, на границе с Казахстаном, начиная с 1931 года возводился НПЗ. С учетом отсутствия в тот момент местного сырья, предприятие было спроектировано институтом «ГИПРОнефтезавод» для переработки до 1,5 млн тонн в год бакинской и эмбинской нефти.

Предусмотренная проектом логистическая цепочка была весьма сложной. Нефть перевозилась через Каспий из Баку в Гурьев (Атырау), где смешивалась с местной нефтью с месторождений Карашунгул, Доссор, Макат и Косчагыл. Далее она транспортировалась до Орского НПЗ по 300-миллиметровому (12-дюймовому) трубопроводу протяженностью 709 км с семью насосно-перекачивающими станциями. Завод строил трест «Крекингстрой», трубу — «Нефтепроводстрой».

Сначала стройка существенно отставала от графика, но потом вмешался личный фактор. Организационно строительство «пришпоривал» уполномоченный Наркомтяжпрома по Орско-Халиловскому промышленному району Сергей ФРАНКФУРТ, а интеллектуально — главный инженер трубопроводстроя Антон БУЛГАКОВ. Он разработал и внедрил блочно-комплектный метод строительства и еще несколько эффективных инженерных решений.

В итоге трубопровод Гурьев-Орск получился весьма качественным. По протяженности и пропускной способности он в то время был самым мощным в Европе. Магистральную трубу построили в экстремальных условиях — в голой безлюдной степи, причем используя только отечественные материалы и оборудование.

Нефтеперерабатывающий комплекс состоял из атмосферно-вакуумной трубчатки, солярового крекинга, установки вторичной перегонки нефти и вспомогательных производств. Он был введен в декабре 1935 года. Тогда же построили поселок Крекинг. На старте завод производил низкооктановый автомобильный бензин, дизельное топливо, керосин и топочный мазут. Впоследствии ассортимент продукции существенно расширился.

ОТ БЕНЗИНА ДО ГУТАЛИНА.

Орский НПЗ имени В.П. Чкалова, как и вся советская нефтянка, в самом начале войны быстро перестроился под требования военного времени и существенно интенсифицировал производство. Уже по итогам 1941 года завод по сравнению с довоенным уровнем увеличил выпуск автобензина почти втрое, до 35 тыс. тонн. Производство тракторного керосина выросло в 1,5 раза, до 160 тыс. тонн.

В конце 1941 года по заданию Государственного комитета обороны (ГКО) завод освоил производства автола (смазочного масла для автомобильных и тракторных двигателей). Через год начался выпуск авиационных масел типа МК, ПМК, МС и МЗС. Расширению производства способствовало получение дополнительного оборудования с Батумского нефтеперерабатывающего завода.

Всего за годы войны орские нефтепереработчики увеличили выпуск продукции 2,5 раза, доведя производство до 500 тыс. тонн в год. Параллельно с производством заводчане возводили новые промышленные мощности на базе оборудования, поступившего из США по ленд-лизу. Эта большая стройка завершилась уже после войны.

Наличие собственной сырьевой базы позволило разместить в регионе (в поселке Берды на северной окраине Оренбурга) еще один НПЗ. Правда, заметно меньшего тоннажа. Это был эвакуированный из подмосковных Люберец нефтемаслозавод.

В 1942 году, менее чем через год после эвакуации, завод был пущен в эксплуатацию. Там наладили производство церезина, антикоррозийных смазок, жирового солидола, черного и желтого гуталина, технического и медицинского вазелина, парафиновых свечей, изоляционных материалов, а также бумажных и нефтяных топливных брикетов, предназначенных для отопления.

МИЛЛИОН ТОНН В ГОД.

В послевоенные годы ареал нефтедобычи в Оренбуржье стал расширяться от Бугуруслана в направлении Бузулука и Сорочинска. В этих местах были открыты и освоены новые крупные месторождения. В 1956 году добыча оренбургской нефти впервые превысила 1 млн тонн в год. Тогда же был создан геологоразведочный трест «Оренбургнефтеразведка». Разведочное бурение развернулось почти во всех северных и северо-западных районах области.

В 1960 году было создано Оренбургское территориальное геологическое управление. Основное направление геологоразведки было перенесено из Бугуруслана в район Соболево — Ташла — Новосергеевка.

В 1961 году открыто крупнейшее в Оренбуржье Покровское нефтегазовое месторождение, в 1964 году — Родинское и Сорочинско-Никольское месторождения. В 1982 году нефть была найдена на юге области, в Первомайском районе. В этих районах открыли месторождения Зайкинской группы — Ростошинское, Мирошенское, Конновское и ряд других.

ЗДЕСЬ НАЧАЛ КАРЬЕРУ ЧЕРНОМЫРДИН.

Активно развивался и Орский НПЗ. В октябре 1955 года было пущено в эксплуатацию нефтехимическое производство. На нем делали этиловый спирт, этиловый эфир, этилсернокислотный экстракт, пиролизную смолу и серную кислоту. Через пять лет запустили вторую очередь нефтехимического сегмента — производство изоприлового спирта и ацетона.

Орский НПЗ стал «трудовой школой» для легендарного российского премьер-министра (1993–1998 гг.) Виктора Черномырдина. Именно здесь в 1957 году, окончив Орское профессионально-техническое училище, он начал свою трудовую деятельность в качестве слесаря, а затем машиниста компрессоров и насосов на установке деасфальтизации. Отслужив срочную службу в армии, он вернулся на родной завод.

В 1966 году, окончив Куйбышевский политехнический институт, Черномырдин снова пришел на Орский НПЗ в качестве начальника установки нейтрализованного черного контакта. Это агрегат для обезвоживания нефти концентрированной серной кислотой.

В 1967 году толкового инженера-технолога собирались назначить начальником цеха, но Орский горком КПСС забрал его на партийную работу. Так что, Черномырдина, будущего министра газовой промышленности СССР и основателя Газпрома, с полным основанием можно считать не только газовиком, но и нефтяником.

В настоящее время мощность Орского НПЗ («Орскнефтеоргсинтеза») составляет 6,6 млн тонн в год. В его состав входят 4 установки первичной переработки нефти, две установки каталитического риформинга, установки гидроочистки керосина и дизельного топлива, а также масляное и битумное производство.

Продолжение следует.

«Информ-Девон»: КАК СОЗДАВАЛИ НЕФТЕГАЗОВУЮ ОТРАСЛЬ ОРЕНБУРЖЬЯ.
Гелиевый завод, трубопровод «Союз», утилизация ПНГ…




Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Оренбургская обл, Орскнефтеоргсинтез, история, геология, Пермский край

 

к следующей новости раздела

10 сентября 2025

Газовая история Оренбуржья - от первой в СССР магистрали и крупнейшей в Европе залежи

к предыдущей новости раздела

3 сентября 2025

Полковой разведчик: так освобождали от японцев Южный Сахалин

к следующей новости главной ленты

10 сентября 2025

Технологии для ТРИЗов обсудят на конференции в Альметьевске

к предыдущей новости главной ленты

9 сентября 2025

Микрочастицы шин и асфальта вредят животным Арктики